В 1956 и в 1967 годах, с разницей в 11 лет, мир увидел две разные версии войны 1812 года - по Кингу Видору и по Сергею Бондарчуку. На мой взгляд, оба фильма великолепны, хотя «Оскара» получили именно советские «Война и мир» (голливудская версия удостоилась лишь технических номинаций).
Но если проанализировать, какими инструментами оперируют оба режиссера, показывая, например, одну и ту же сцену - Пьер Безухов на батарее Раевского и то, что происходит вокруг нее - то мы увидим два принципиально разных взгляда на войну.
У Видора - красиво марширующие шеренги французов, профессионально озабоченные русские артиллеристы, раздраженный Бонапарт с ногой на барабане. У Бондарчука - «голландские» углы и дымно-огненный ад, сквозь который шагает на смерть французская элитная пехота, такой же ад, в котором возятся почерневшие от сажи защитники Курганной высоты, взбешенный император (Стржельчик).
Видор использует саспенс, почти копируя сцену «психической атаки» из «Чапаева». Бондарчук погружает зрителей в шок (разумеется, в плане производства фильма это стоит гораздо дороже).
Кстати, если Видор в молодости отучился год в военной академии, то Бондарчук прошел три года войны. Можно понять, почему они видят текст Толстого несколько по-разному.
Научиться понимать кино, писать сценарии и другие тексты помогут мои курсы на
http://kamill.ru: КИНОГРАМОТНОСТЬ (3 части, 18 лекций) - 3500 р.
125 ЛЕТ КИНОДРАМАТУРГИИ (6 лекций) - 1250 р.
КОПИРАЙТИНГ (6 лекций) - 1000 р.