МОЗАИКА И ПЕТЛЯ
Структуры типа «рамка» и «кольцо», которые мы обсудили в предыдущей публикации, навязывают зрителю угол зрения на историю - но в жизни такого единого угла зрения, как правило, нет. То, что мы наблюдаем, похоже на мозаику разрозненных фактов и событий, и наша задача - все это объединить и понять, что происходит. Поэтому в 1960-е-1970-е гг. появились фильмы, состоящие из отдельных сюжетов, не связанных или слабо связанных друг с другом, но в целом создающих единую картину - 1️⃣ «Сладкая жизнь» Федерико Феллини (1960), 2️⃣ «Андрей Рублев» Андрея Тарковского (1966) и его же радикальное 3️⃣ «Зеркало» (1974), отражением которого спустя 20 лет стало 4️⃣ «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино.
Еще одна проблема современной жизни состоит в том, что один день обычного человека невозможно отличить от его же другого дня. Конец XX века породил любопытнейшую разновидность кольцевой драматургии, отражающую эту проблему и подсказывающую, как ее разрешить - не ждите удачи, упорно работайте, не надейтесь на награду и помните, что в решающий момент второго шанса у вас не будет. Самый знаменитый представитель историй с этой драматургической конструкцией - фильм5️⃣ «День сурка» (Харольд Рэмис, 1993), но за шесть лет до него эту идею реализовал Владимир Хотиненко в «Зеркале для героя». Подобным образом - как фильмы о миссии - организованы «Исходный код» (Данкан Джонс, 2011) и 6️⃣ «Грань будущего» (Даг Лайман, 2014).