Когда заходит разговор о том, зачем нужна (и нужна ли вообще) кинокритика, я всегда вспоминаю о Полин Кейл.
Кампания, организованная ею в поддержку фильма «Бонни и Клайд» (1967), не только решила судьбу фильма, но и в большой степени открыла дорогу «Новому Голливуду».
А последние проекты Орсона Уэллса были практически потоплены резонансом от эпической статьи «Выращивая ”Кейна“» (1971), написанной Кейл на огромном объеме материала, с большой искренностью и с полным непониманием того, что такое авторство. За это Уэллс вывел Кейл в своем последнем фильме «Другая сторона ветра» в крайне неприятном образе критика Джули Рич. В том, что этот фильм не был завершен при жизни Уэллса (он умер в 1985 г.) и вышел только в 2018 г., тоже есть «заслуга» Кейл.
Покойная Кейл (она умерла 20 лет назад) не осталась в долгу - сценарий великолепного фильма Дэвида Финчера «Манк» (2020), в котором инфернальный Уэллс не разрешает Герману Манкевичу употреблять алкоголь, а затем присваивает себе половину его лавров, фактически написан по мотивам той самой статьи Кейл, в чем вы легко убедитесь, если у вас достанет терпения не только посмотреть «Манка», но и прочесть статью, доступную из веб-архива журнала The New Yorker. Предупреждаю - она очень длинная.
За пару лет до смерти Кейл ее спросили, согласна ли она с тем, что ее критика повлияла на создание фильмов. Она ответила, перефразируя Жанну д’Арк в исполнении Фальконетти (которое очень любила): «Если я скажу ”да“, то я эгоистка, а если скажу ”нет“, то я зря прожила жизнь».
Я не знаю, нужна или не нужна кинокритика. Она просто существует. Но я не стал бы сравнивать Кейл с Жанной д’Арк.