РАДИ РУССКОГО ЦАРСТВА ВЕЛИКОГО

Sep 28, 2021 15:00





Первый «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна казался идеальным фильмом периода культа личности - до тех пор, пока Эйзенштейн не предъявил Сталину второй фильм - «Иван Грозный. Сказ второй: боярский заговор». Царя Ивана IV, как и князя Александра в предыдущем фильме Эйзенштейна «Александр Невский» играл великолепный Николай Черкасов. В заключительных сценах всех трех фильмов главный герой, совершив свои великие (в случае второй части «Ивана Грозного» - ужасные) деяния, обращается к слушателям (и к зрителю) с финальным посылом. Поэтому достаточно сравнить финальные сцены фильмов «Александр Невский», «Иван Грозный» и «Иван Грозный. Сказ второй: боярский заговор», чтобы достаточно хорошо понять драматургический замысел Сергея Эйзенштейна.
В финале фильма «Александр Невский» князь Александр произносит свою знаменитую речь «Идите и скажите всем в чужих краях...», стоя на вольном воздухе перед сотнями пленных и победителями-новгородцами.




В финале «Ивана Грозного» царь Иван, добровольно покинувший Москву, выходит из своей резиденции в Александровской слободе навстречу тысячам людей, пришедших присягать ему на верность, - и торжественно кланяется им. Его финальная реплика обращена как бы к самому себе: «Ради Русского царства великого...»



И ужасным контрастом выглядит финал второй части «Ивана Грозного». После страшных сцен убийства молодого Владимира Старицкого и безумия Ефросиньи Старицкой Иван повторяет реплику «Ради Русского царства великого...», а в цветной финальной сцене, произносит свой монолог: «Ныне на Москве враги единства Русской земли повержены...» в темном, душном помещении, освещенном лишь факелами опричников. Опричники - его единственные слушатели. Цвета в сцене - цвета крови, власти и смерти.

#125леткинодраматургии

Сталин, "Иван Грозный", Эйзенштейн, "Александр Невский", #125леткинодраматургии, Черкасов Николай

Previous post Next post
Up