Театральный режиссер Майкл Грандадж внезапно снял один из лучших в мире фильмов и при этом свой дебют - «Гений».
В истории жизни и смерти великого писателя - да и вообще любого великого человека, который не воевал, не бил рекорды и не собирал стадионы - по идее, мало киногеничного. Если бы об этом вовремя задумался Орсон Уэллс - 75 лет назад тоже дебютант в кино - у нас бы не было «Гражданина Кейна».
«Гений» - это тоже в некоторой степени «Кейн», причем сразу по трем причинам. Во-первых, с самого начала мы знаем, чем кончится фильм - просто потому, что все знают, как умер Томас Вулф. Во-вторых, это тоже фильм о великом американце. В-третьих, это тоже эпическая камерная история.
Поскольку слова «эпическая камерная история» ничего не объясняют, я должен как-то их прокомментировать. Но в этом маленьком фильме все - о масштабах.
Джуд Лоу (Вулф) и Колин Ферт (редактор) разыгрывают фильм на двоих, в каждой сцене, в каждом кадре они - как два исполина, гигантскими колоннами уходящие в небо. Когда рядом с ними появляется Николь Кидман (любовница Вулфа), она вполне соответствует заданным масштабам. В трех сценах появляется Гай Пирс (Фицджеральд), в одной - Доминик Уэст (Хемингуэй). Это такие же великаны.
Я не знаю, как Грандадж это сделал. Может быть, дело в крупных планах, может - в ракурсах, может - в некой нарочитой театральности, которая, как ни странно, в данном случае, скорее, освобождает актеров. А может быть дело в том, как Колин Ферт в финале впервые снимает свою дурацкую шляпу.
В
прошлый раз я наудачу написал, что этот фильм станет одним из лауреатов «Оскара» будущего года. Теперь я уже так думаю всерьез. Через неделю в кинотеатрах, не пропустите.