Вполне очевидно, что ни один из релизов этой недели «Экипажу» с его зачином первого уикенда и с его великолепным «сарафаном» не конкурент - приостановить его победное шествие по экранам сможет только «Первый мститель: Противостояние», который выходит только на будущей неделе.
Поэтому в преддверии второго рекордного уикенда «Экипажа» я хочу немного поразмышлять о том, чем меня тревожит этот релиз.
Вовсе не тем, что вместо обещанного «не-римейка» фильма Александра Митты мы получили железный, стопудовый римейк.
И не тем, что студии так уж занадобилось засветить в титрах участие большого сценариста Юрия Короткова, хотя любому ясно, что он и прямой как палка сценарий нового «Экипажа» - это, как говорил Джулс Уинфилд, не одно и то же поле, не одна и та же лига, и даже не один и тот же вид спорта.
Меня беспокоит вот что. Три года назад вышла «
Легенда №17» Лебедева, мы все ее хвалили - понятно, с оговорками про щеночка, трос и полумистическую историю знакомства героя с его будущей женой - и только самые умные из нас (не я, я до этого совсем недавно додумался) видели, что кино сознательно стилизовано под соцреализм, приближено к нему, и в этом большая доля его успеха.
И вот Лебедев делает римейк «Экипажа» Митты - а это именно римейк, не извольте сомневаться, только вместо беременной дочки - сын-паркурщик, вместо стюардессы - летчица, вместо яблока - красное вино, вместо ссоры из за бывшей подруги - ссора из экзистенциальных соображений, вместо бывшей семьи - настоящий отец-авиаконструктор, вместо заклинившего стабилизатора - уже традиционный для фильмов Лебедева трос, вместо хвоста - шасси, вместо медкомиссии со знаком минус - физкультура со знаком плюс. И это римейк, прошу заметить, семидесятнического фильма.
Но на этот раз получается уже не стилизация под соцреализм, а он самый, родимый, за 80 лет ничуть не изменившийся. Абсолютно линейная, выхолощенная драматургия. Параллельный монтаж в гомеопатических дозах - Д. У. Гриффит может спать спокойно. Архетипы «железный старик», «видавший виды профессионал» и «молодой бунтарь с горячим сердцем» разговаривают друг с другом репликами вроде «Здравствуй, большой директор маленькой авиакомпании, это тебе звонит большой авиаконструктор на маленькой пенсии» и «Да я с тобой вообще разговаривать не хочу, но надо же рассказать зрителю, что ты ни на одной работе не уживаешься, потому что ты слишком свободолюбивый и принципиальный, поэтому сиди и слушай». О реплике «Если речь о тебе, то я свободна», которая досталась Катерине Шпице, даже вспоминать стыдно, но надо.
Тут, конечно, со мной хочется поспорить - зато какие актеры! Зато какой экшн! ЕСТЕСТВЕННО! Соцреализм именно за это и любили - за «таких» актеров и за «такой» экшн! Актеры были - великие! И сейчас прекрасные - Владимир Машков, Данила Козловский, классик Сергей Шакуров, который мог одной короткой сценой оправдать то, что в фильме про механика Гаврилова нет механика Гаврилова. И экшн прекрасный, спасибо, что снова научились делать это, как умели 80 лет назад (вспоминаем «Чапаева» и «Мы из Кронштадта»).
Есть, правда, ощутимая разница. Режиссеры трицатых годов вряд ли приветствовали приход соцреализма. Ведь они только что своими руками построили один из лучших и самых авангардных кинематографов в мире! А мы спустя 80 лет, выходит, своими руками сооружаем новый соцреализм.
И с одной стороны, хочется напомнить, что в прошлый раз вся эта бодяга, вместе с «большим стилем» и «малокартиньем», заняла четверть века.
Но с другой стороны, «малокартинье» вместе с «большим стилем» («Сталинград», «Батальон», «Битва за Севастополь») вроде бы уже здесь. Так может, на этот раз уложимся в пару пятилеток?