Офицеры

Apr 23, 2013 11:11


Вот этот кадр из “Легенды №17” мне нравится больше всего - стайка молодых офицеров окружила ветерана. Все в гражданке, но с тем же успехом могли быть и в форме:




Чуть ли не под руку с уже бывшим тренером сборной Анатолием Тарасовым (Олег Меньшиков) идет ни кто иной, как Владислав Третьяк (Александр Пахомов), присутствующий в фильме лишь функционально. Главный герой фильма Валерий Харламов (Данила Козловский) идет последним. Почему это так важно?

“Легенда №17” - хороший фильм, и зрительский, и качественный. Уже известны сборы за первый уикенд - 8 миллионов долларов с наработкой 5,7 тысячи долларов на копию. Это выше прогноза и дает надежду на 5 миллионов во втором уикенде, на общий итог не ниже 20, а главное - на то, что это сделает фильм еще одним примером работы на качество.


Но есть у “Легенды №17” две проблемы, о которых вы должны знать. Первая и малая - это особенности вкуса режиссера Николая Лебедева, в силу которых он показывает якобы то, что хочет зритель - щенка (хорошо, что не котенка), аморалку в среде военных (вы поняли), глупые киношные совпадения (девушка-судьба в исполнении Светланы Ивановой является герою то на аэродроме, то в окне трамвая, то в витрине кафе) и тому подобную развесистую клюкву.




Вторая и главная - это то, что “Легенда №17” только притворяется фильмом о Харламове.

Давайте разберемся, почему жизнь Харламова искажена в фильме именно так, а не иначе. Почему именно в неполные пять лет между ноябрем 1967 года (отъезд в Чебаркуль) и 2 сентября 1972 года (первый матч суперсерии СССР-Канада 1972 года) потребовалось впихнуть всю биографию Харламова - сидение на скамейке в ЦСКА (было, но еще до отъезда на Урал), знакомство “таксиста” с будущей женой (было, но только в 1975 году), перелом голени с последующей реабилитацией, тренировками в детской команде и возвращением в спорт (1976 год), удар в лодыжку (в другом матче серии) и выход после него на лед (еще через матч), и даже предложенный канадцами миллион (не когда-то там в Москве, а именно в Монреале, наутро после первого матча)?




Драматизация биографии реальной личности в кино предполагает, как известно, разумное количество изменений. Вспомним “Дракона” Роба Коэна - кстати, похоже, что именно этот фильм (точнее, его спортивную часть) авторы “Легенды” взяли за модель своей истории - определяющий эпизод из детства, буйная молодость, первые большие успехи, знакомство с девушкой-судьбой, несправедливое поражение и тяжелая травма, реабилитация через “не могу”, полная и заслуженная победа. Но Роб Коэн использовал драматизацию, чтобы нарисовать более убедительный портрет великого Брюса Ли. А чей портрет рисует Лебедев?

Формально главный герой - Харламов, да не тут-то было. Он в кадре, он знакомится с будущей женой Ириной (Светлана Иванова), едет в Чебаркуль и обратно, сидит на скамейке, гениально играет, ломает ногу. Но ключевой конфликт фильма - между Тарасовым и системой, а значит, главный герой фильма - Тарасов.




Но и это еще не все. Легендарный матч, в котором сборная СССР разгромила сборную Канады со счетом 3:7, выбран кульминацией фильма не только потому, что он был самым результативным для Харламова, но и потому, что больше таких матчей не было ни в этой суперсерии, ни в следующей. Что еще хуже - ту суперсерию мы проиграли, по очкам, но проиграли. Для фильма это не годилось. И получается, что десять лет биографии Харламова, талантливо упакованные в пять, нужны просто как предыстория одного из величайших достижений не лично Харламова, а советского спорта и его лучших представителей, таких как Тарасов (подлинная роль первого плана в фильме), Харламов (большая, но второплановая роль) и другие.

И сделано это так, чтобы зритель после фильма в первую очередь подумал, а лучше - сказал: “А ведь было же, было! Было, чем гордиться! И гордились! Какая страна! Какие люди!”

А потом: “Ах, какой великий человек был Тарасов!”

И только после этого: “Да, и Харламов, конечно, выдающийся был хоккеист…”

Лебедев Николай, Меньшиков Олег, Козловский Данила, "Дракон. История Брюса Ли", Иванова Светлана, Ли Брюс, Третьяк Владислав, Коэн Роб, Харламов Валерий, Тарасов Анатолий, Пахомов Александр, "Легенда №17"

Previous post Next post
Up