И «Игра в имитацию», и «Отрочество» и «Отель «Гранд Будапешт», и «Одержимость», и «Сельма» - исключительно достойные фильмы, но болеем за «Бердмэна», конечно.
Откровенно слабых фильмов в главной номинации только два, это «Снайпер» и «Вселенная Стивена Хокинга», и проблема обоих, видимо, в том, что это фильмы-памятники, что резко ограничивает творческую свободу кинематографистов.
«Снайпера» собирались делать еще при живом Крисе Кайле, но застреливший человека-легенду психованный ветеран, судя по всему, одновременно убил и кино. Кто может испортить фильм-клон «Повелителей бури» (в этом нет ничего плохого) о величайшем американском снайпере, который снимает Клинт Иствуд с Бредли Купером в главной роли? Только родственники и друзья покойного героя, обрывающие телефоны режиссеру и звезде с разговорами на тему «Только попробуйте показать нашего Криса плохим». Я давно не видел настолько неинтересного героя в военном кино. Любой танкист из «Ярости» по сравнению с ним - Чарльз Фостер Кейн.
Та же проблема у «Вселенной Стивена Хокинга». То, что фильм о поныне живом неизлечимо больном ученом-гении может быть крайне драматичным, и при этом нисколько не оскорбит никого из героев, доказано не только «Играми разума», но и, на минуточку, британским телефильмом «Хокинг» (по сценарию гениального Стивена Моффата). Эдди Редмейн старается не на шутку, и ему нельзя не отдать должное. Но хоть какая-то жизнь на экране появляется только вместе с подобием треугольника отношений - а это уже середина фильма, до которой редкая птица долетит. Больше всего на кино похожа последняя четверть фильма, в которой сиделка Хокинга листает перед ним «Пентхаус» и открыто выставляет за дверь жену, а сам герой, упражняясь со своим компьютерным голосом, «говорит» репликами из «Космической одиссеи» и «Унесенных ветром» - в терминах фильма это, видимо, называется «киношники пошли вразнос». Но даже такие беззубые шутки сходят на нет к финалу, который опять заученно - и совершенно безжизненно - цитирует «Игры разума».
«Сельма» и «Игра в имитацию» - тоже исторические фильмы, но они настолько круче, что даже непонятно, как «Снайпер» и «Вселенная Стивена Хокинга» могли оказаться с ними в одной номинации. Они в совсем разных лигах. И «Сельму», и «Игру в имитацию» предсказуемо ругают за то, что «на самом деле все было не так», ну так что же теперь делать, зато это крутое кино. При этом «Сельма» - прямо сразу готовая классика. Ава ДюВерней, у которой это первый большой режиссерский фильм, напропалую цитирует Гриффита и Эйзенштейна (и даже немножечко Ланга), но делает это примерно так же, как она цитирует речи Мартина Лютера Кинга - в собственной версии, мощно и технично.
Нужно ровно полчаса, чтобы понять, что «Сельма» - не про 60-е и не про негров, точно так же, как «Игра в имитацию» - не про компьютеры и не про геев, а «Отель «Гранд Будапешт» - не про отель «Гранд Будапешт». Эти три фильма, наверное, одинаково «исторические», и почти одинаково прекрасны. Но в «Игре в имитацию» есть непревзойденный Камбербатч, который обязательно должен сегодня получить «Оскара» за лучшую мужскую роль. Будет просто глупо, если награду получит Редмейн за то, что Камбербатч уже сделал 11 лет назад (и все равно лучше). А в «Отеле «Гранд Будапешт» есть филигранная режиссура Андерсона, и именно он сегодня должен стать лучшим режиссером.
Остается три наиболее вероятных кандидата на главный «Оскар», это фильмы про нас с вами - «Отрочество», «Бердмэн» и «Одержимость». Во все три фильма невозможно не влюбиться, но «Бердмэн» - это на сегодня главное достижение в развитии киноязыка, и по справедливости «Оскара» за лучший фильм должен получить именно он.
А еще я посмотрел «Иду» Павликовского, и по всему выходит, что «Оскара» за лучший иностранный фильм должен получить Звягинцев. «Ида» невероятно крута, просто до головокружения, но как только вы понимаете, что фильм распадается на две истории, одна из которых не имеет вообще никакого отношения ко второй, это несколько отрезвляет.
А что там насчитал PriceWaterhouse, увидим утром.