Благодаря сайту etomesto.ru мне удалось определить место расположения хутора Иващина Обчугской волости, где когда-то проживали семьи моего прадеда Иосифа Васильевича Селицкого и его брата Франца. Здесь родилась моя бабушка Франя и еще 5 ее сестер. Сам я в этих местах никогда не бывал. Однако, теперь появился повод.
![](http://map.etomesto.ru/i/tut/c18.gif)
Что интересно. Хутор удалось обнаружить только на карте 1930 года. На других картах его нет. etomesto.ru
Как и когда Селицкие оказались на этом хуторе, для меня пока загадка. Знаю только, что еще в 1910 году хутор Иващиха принадлежал крупному помещику-католику Гордзялковскому и относился в Толочинскому римо-католическому приходу. Селицкие в то время на хуторе Иващиха не упоминались.
"Список населенных мест Могилевской губернии" 1910 г. Обчугская волость, Сенненский уезд. Строка 41. Застенок Иващихо, расположен при проселочной дороге, с колодцем, земли десятин: удобной - 60, неудобной - 10, под лесом - 60. всего 130. Число дворов - 4, мужчин 14, женщин 12.
Видимо, в 1911 году хутор у Гордялковского купили. В документах
Крестьянского поземельного банка Могилевской губернии Сенненского уезда за 1884-1917 РГИА (Ф. 592 Оп. 19 д. 251) указано: дата начала дела 02.01.1911. Покупатели - 2-е Габриеловское товарищество из 2 домохозяев. Продавец Антон Мамертович Гардзялковский. География земли: Могилевская губерния, Сенненский уезд, Обчугская волость, из имения Габриелово-Поповка, урочище Иващиха. Списки заемщиков прилагаются.
Братья Франц (слева) и Иосиф Селицкие. Начало ХХ века
Селицкие упоминаются на хуторе во Всесоюзной переписи населения в 1926 году. В документах отмечается, что семья Селицкого Иосифа Васильевича состояла из 1 мужчины и 5 женщин (надо полагать, его жена Тышевич Розалия и 4 дочери: Гэля (1920-1997), Франя (1922-2004), Ядя (1925 -?). Виктя (1928 - ?), Нэля (1933-2016) и Сабина (1939-?) на тот момент еще не родились). Семья родного брата Селицкого Франца Васильевича состояла из 3 мужчин и 3 женщин. Они и несколько других обитателей хутора обозначены ПОЛЯКАМИ.
В документах отмечается, что у Селицкого Франца было в имении полхутора, грамотных было двое, лошадей - 1, жеребых лошадей - 1, коров -1, телок - 1, свиней - 2, овец - 2.
Иосиф Селицкий также владел половиной хутора, грамотным в доме был всего один член семьи, у него была 1 лошадь, 2 коровы, 1 телка, 2 свиньи, 2 овцы.
Этот хутор у Селицких отобрали, по рассказам родственников, в 1939 году (видимо, во время так называемого стагивания хуторов в деревни). Брат Франц Селицкий перебрался в соседнюю деревню Валки.
Брат Франц Селицкий (в центре). Фото примерно 1915 г.
А мой прадед-католик с семьей вынужден был переехать в православную деревушку Дуновик. Здесь он и умер. Умер скоропостижно. Видимо, сердце не выдержало. Не смог пережить насильственное переселение. Умер, когда складывали перевезенный с хутора дом.
Могила Иосифа Васильевича Селицкого. Годы жизни 1898-1939. Фото 2018 г.
В Дуновике Иосифа Селицкого и похоронили. Здесь до сих пор сохранилась его могила с крестом и табличкой с примерными датами его жизни 1898-1939 гг. По воспоминаниям, прадеду был всего 41 год. На руках у жены Розалии Тышевич осталось шесть дочерей: старшей Гэле было около 20, моей бабушке 17, а младшей Сабине около годика. после потери кормильца семья стала жить очень бедно. Поэтому дочерей решили выдавать замуж. Мою бабушку Франю выдали замуж против ее воли. Почти всю свадьбу она проплакала, вспоминала ее сестра Нэля.
Семейный оркестр Селицких: гармонь скрипка, барабан. Франц и Иосиф Селицкие второй и третий справа
Пока прадед был жив, старшим дочерям старались дать образование. Поскольку Селицкие считали себя поляками, что зафиксировано в переписи 1926 года, детей старались обучать польскому языку. Но обучить польскому успели только старшую дочь Гэлю. Она получила образование и стала учителем. Хотя, по рассказам
Анэли Хлестуновой (Селицкой), дома семья разговаривала по-простому. В связи с тем, что братья Селицкие были очень музыкальными, обучить музыке старались и Гэлю. Моя бабушка Франя успела закончить всего 4 класса.
Из-за потери кормильца и развала хозяйства (на новом месте нужно было еще обживаться) семья оказалась на грани выживания. Дочерей стали выдавать замуж. Например, мою бабушку Франю сосватал
Иван (Ян) Станкевич из деревни
Сидорково. По словам сестры бабушки Нэли, Иван был из богатой по тем меркам семьи и "культурной деревни", где все говорили друг другу "Вы" и никогда не ругались. Иван был католиком и тоже искал в жены католичку. Бабушка Франя была на 10 лет его младше и сразу ему приглянулась. Она рассказывала, что у нее был возлюбленный, но его забрали в Рабоче-крестьянскую красную армию. Ждать уже было нельзя, нужда подгоняла. Пришлось выйти замуж. Это было накануне войны.
В 1948 году в Дуновике случился пожар. Сегоряли 10 домов, в том числе дом, где жила Розалия Селицкая с дочерьми. Рассказывают, что из-за пожара она сошла с ума. Позже семья купила небольшой домик в деревне Сидорково, куда еще до войны вышла замуж дочь Франя. В этом домике ютились Розалия и ее дочери Анэля, Виктя, Ядя и Сабина. Вскоре Росзия умерла. Ее похоронии на кладбище возле Сидорково. На табличке годы жизни 1896-1949.
Могила Розалии Иосифовны Селицкой (Тышевич) 1896-1949. Фото 2007 г.
В 1960-х года родственники иногда навещали родные места на месте хутора Иващиха. Но добраться сюда становилось все труднее. Место одичало и стало постепенно превращаться в лес. Какое-то время об этом хуторе напоминал старый колодец. Сейчас, наверное, от него не сохранилось и следа. Зато, говорят, места здесь грибные. И родственники сюда иногда ходили с лукошками.