Польша против СССР: Использование прометеевского движения

Dec 08, 2010 22:57

Под катом - материалы из сборника   "Секреты польской политики. 1935-1945 гг." касаемо использования прометеевского движения в работе против СССР

Спецсообщение о постановке 2 отделом польского Генштаба разведывательной работы против СССР

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

НКВД СССР

ГУГБ

ИНОСТРАННЫЙ ОТДЕЛ

«10» февраля 36 г.

№ 247986

СПЕЦСООБЩЕНИЕ

О постановке вторым отделом польского главштаба работы против СССР при помощи национальных элементов белой эмиграции.

1. Вся вышеуказанная работа сосредоточена в так называемом «реферате по делам национальных меньшинств» II отд. Главштаба. Во главе этого реферата стоит бессменный уже в течение 10 лет офицер II отдела капитан Харашкевич, подчиненный непосредственно начальнику II отдела. Штат реферата - 27 офицеров и чиновников. Бюджет «национального реферата» составляет 1.476 тысяч злотых (около 300 тысяч долларов) в год. Ввиду особого характера работа среди национальных меньшинств половину сумм по бюджету на эту работу отпускает Главный штаб, а другая покрывается из специальных средств Министерства иностранных дел, однако участие мининдела в этой деятельности ограничено и сводится лишь к даче общих директив и политического инспирирования национальной эмиграции. Всю организационную работу выполняет Главштаб.

Мининдел по вышеуказанным вопросам сносится с Главштабом через специально выделенное для этого лицо - через некоего К. Залевско-го, бывш. сотрудника польского консульства в Тифлисе (Залевский, кроме того, ведает в МИДе делами Литвы и является руководителем по вопросам связи между молодежными организациями Польши, Прибалтики и Румынии).

Мининдел Польши во всех прочих случаях во враждебной работе против СССР непосредственно не участвует, перепоручая все так называемые не дипломатические функции Главному штабу. Последний вышеуказанную деятельность среди «национальных меньшинств» выделил из общей системы и законспирировал перед всем остальным аппаратом.

2. Работа «национального реферата», как сказано выше, ограничивается исключительно вопросами национальной эмиграции и сосредоточена в одном центре, известном под названием «Прометей». Этот центр охватывает следующие национальные элементы со своими субцентрами:

а). Украинцев петлюровского толка. Прежде всего так называемое правительство УНР в Польше во главе с Левицким. При правительстве - штаб во главе с генералами Сальским и Змиенко. Кроме того, Украинский институт и клуб, вокруг которых под руководством Смаль-Стоцкого организовало около 230 человек украинской молодежи. Такой же украинский субцентр в Париже, во главе которого стоит Шульгин.

Субцентры: в Праге во главе с Осовским, в Софии и Бухаресте (Трепке, Геродот), а также в Харбине под руководством Шмидта. В Варшаве, в Париже и Женеве существуют петлюровские агентства прессы.

Все эти организации, под влиянием польской инструкции, ведут пропаганду согласно петлюровских концепций, поддерживают идейное и организационное единство среди петлюровцев и влияют на воспитание молодого поколения.

Нелегальная деятельность петлюровцев, ставящих себе целью создание своих организаций на территории УССР, была якобы приостановлена после подписания между СССР и Польшей пакта о ненападении.

Почти половина вышеуказанных бюджетных ассигнований идет на субсидии для украинцев-петлюровцев. В прошлом году поляки произвели обследование их боевой и разведывательной деятельности и нашли, что среди петлюровцев-разведчиков много провокаторов. Среди последних произведены аресты, а «лучший» элемент передан польской разведке. Сам украинский штаб в Варшаве реорганизован: вместо организационного и разведывательного отделов учреждены: отдел контрразведки и отдел по изучению СССР.

В настоящее время по соображениям экономии намечается реорганизация всех украинских субцентров. Бюджет должен быть сокращен на 20 %.

б). Татар и горцев, организованных в следующие группы: варшавскую из 12 человек (10 стипендиатов, обучающихся в университете и 2 - служащих в польской армии); парижскую во главе с Сунер Гиреем (горец); берлинскую, во главе которой стоит дочь известного татарского деятеля - Аяс Исхаки; парижскую - во главе с Чокаевым (приволжские татары); стамбульскую - во главе с Шамилем (горцы), М. Годжа (приволжские и туркестанские татары) и Сейдемат (крымские татары); маньчжурскую - во главе с Аяс Исхаки, состоявшим раньше руководителем татарского центра в Берлине.

Задача перечисленных организаций - такая же, как и вышеупомянутой украинской.

Маньчжурская организация Исхаки создана 1½ года тому назад. Для нее отпускается 18.000 злотых (3.600 долларов) в год. Цель этой организации - чисто разведывательная.

Организация в Турции тоже имела преимущественно разведывательные цели. Она занималась переброской людей на Кавказ, но в последнее время это по известным причинам якобы стало невозможным. Когда это выяснилось, то из Турции был командирован некто Мехмед с заданием пробраться в Восточный (китайский) Туркестан, чтобы оттуда организовать работу на весь Туркестан, но был выслежен советской разведкой, подвергнут аресту и находится якобы в тюрьме в Кашгаре или, возможно, в другом городе.

В настоящее время предполагается посылка из Турции в Афганистан для организации басмаческого центра вышеуказанных Шамиля или М. Годжа. Проект этот возник недавно и весной должен быть реализован.

в). Грузинские группировки. Парижский центр во главе с Жордания, варшавская экспозитура, опекающая свыше 20 человек - стипендиатов.

3. Вся эмигрантская молодежь, пользующаяся стипендиями от поляков, образует организации так называемых «молодых прометеевцев», воспитанием которых руководит созданный II-м отделом Главштаба так называемый «Восточный институт».

4. Что касается известной провокационной деятельности, проводимой среди украинских коммунистов (галичан), то таковая сосредоточена в отделе общественной безопасности Министерства внутренних дел Польши, помимо Министерства иностранных дел, но, очевидно, в контакте с контрразведкой главштаба.

5. По данным поляков, антисоветскую работу среди украинской эмиграции в Германии проводит специальное бюро при Министерстве просвещения (руководитель - советник Кюрей) с помощью так называемой украинской Академии наук и Педагогического института.

ПРИМЕЧАНИЕ ИНО ГУГБ:

Так называемую противокоммунистическую акцию в основном проводил центр ПОВ, использующий для практических мероприятий отдельных работников политической и военной контрразведки, проверенных раньше на работе ПОВ.
=====
=====
 Документ польского Генштаба о работе польской разведки против СССР

ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВОПРОСУ РЕОРГАНИЗАЦИИ «ПРОМЕТЕЯ» В ПАРИЖЕ.

1937 г. Генштаб, 2-ой отдел

№ 2304/2/37 от 31.VIII. 1937

Разработал В. Пельц, 17.VIII.1937 г.

Предшествовавшее дело 2859/36
.....
1). Единые организационные формы прометеевского движения.

Когда в 1929 году был основан в Варшаве клуб «Прометей», польско-прометеевское сотрудничество переживало первый период лихорадочной активности и выработки не только общих идейных установок, но и наиболее практических организационных форм, лучше всего соответствующих сотрудничеству польских элементов с руководителями прометеевской эмиграции. Первая область работы была поручена Восточному институту, О.К.М. (?) и газете «Восток». Идейная база прометеизма была изложена в трудах Вионевского и Крымского, а также в ряде трудов, написанных представителями разных национальностей, участвующих в «Прометее». Что касается другого направления польского сотрудничества с «Прометеем», то оно приняло формы сотрудничества с руководящими центрами прометеевской эмиграции.

Прометеевская активность ограничилась координированием внешнего сотрудничества и регулированием отношений между руководящими органами как единственными центрами политического руководства в эмиграции. Варшавский клуб поставил перед собою только узкие, чисто клубные, цели: связь между прометеевскими деятелями и обмен мнениями с активными польскими прометеевскими деятелями. Таким образом, он стал на идейно-товарищескую платформу, причем последний момент был сильно подчеркнут в уставе клуба.

Со времени основания «Прометея» как организации прошло 7 лет; за это время в прометеевском движении произошла знаменательная эволюция, которая в настоящее время выкристаллизовывается в конкретные идейно-политические пожелания и требует создания организационных форм, более для них подходящих. Деятельность «Прометея» охватила обширные идейно-политические горизонты, разрывая тем самым первоначальные рамки, намеченные для ее работы уставом. Эволюция «Прометея» пошла в сторону объединения всех народов, угнетаемых Россией, на идейно-независимой от руководящих центров эмиграции, общей платформе борьбы о Россией как «тюрьмой народов», а также признания права на независимость всех, без исключения, народов, даже тех, которые не имеют в эмиграции легальных представительств. Короче говоря, развитие «Прометея» явно пошло по линии превращения его в «интернационал угнетенных». Эта эволюция «Прометея» приводит к некоторым конфликтам с руководящими политическими центрами, каковыми являются национальные эмигрантские центры, по вопросу о праве быть представителями национальных интересов, а также по вопросам организационного руководства.

Эти конфликты не особенно грозны (хотя следует признать, что они неприятны), так как они основаны на непонимании возникшего теперь положения вещей, но их можно будет ликвидировать лишь тогда, когда руководящие центры поймут, что развитие прометеизма не угрожает ограничением объема их политической деятельности, а требует лишь разграничения сферы и плоскости, в которых будет проходить дальнейшая деятельность.

Гораздо более грозными являются, между тем, конфликты, возникающие между «Прометеем» как идеологическим целым с национальными концепциями отдельных его членов. Эти конфликты, как показывают наши наблюдения, обычно приводят к спорам о государственном суверенитете отдельных национальностей, входящих в состав «Прометея», над территориями, на которые с большим или меньшим основанием претендуют другие народы. Эти конфликты можно будет ликвидировать путем уточнения идеологии «Прометея», в котором на первое место будет выдвинут принцип о том, что прометеизм является единым фронтом всех угнетенных, борющихся за право на независимость, а не объединением политических организаций, являющихся представительницами бывших государств и теперешних политических интересов этих государств. Эта вторая точка зрения в клубе как организации не играет существенной роли, а, наоборот, является даже вредной.

а). Идеология «Прометея».

То, чем в настоящее время в отношении политической динамики является «Прометей», возникло как результат воздействия польской политической мысли, этой «легенды над Вислой», о которой писали Крымский и Висневский. Теперешнее идеологическое состояние «Прометея» является доказательством того, что польское понимание разрешения комплекса восточноевропейских вопросов приобрело политический агитационный смысл и способно сконцентрировать вокруг себя не только непосредственно заинтересованные элементы, являющиеся представителями конкретных государственных или национальных интересов, но всякие эмоциональные элементы, имеющиеся у истоков великих национальных революций. «Прометей» вступает теперь на указанный и испытанный Пилсудским путь, т. е. в борьбе за независимость берет установку именно на эту революционно-национальную динамику.

Констатируя теперь, после семилетнего эксперимента, вышеизложенное положение вещей, мы приходим к выводу о необходимости создания для прометеевского движения усовершенствованных организационных форм, которые полностью дадут возможность этому движению развить революционно-национальный динамизм и не только по своей идеологической природе, но и в организационном отношении стать в полном смысле слова интернационалом народов, угнетаемых Россией. Именно интернационалом, так как это определение уже дает некоторые испытанные формы идеологической и эмоциональной мобилизации масс, углубления их революционности, а кроме того, дает испытанные в другом месте самые практические организационные формы для политических организаций этого типа.

Если бы нам удалось придать прометеевскому движению по возможности точные, но одновременно и гибкие формы интернационала, тогда у нас оказалось бы в руках действительно мощное оружие для борьбы с Россией. В этом, собственно говоря, весь смысл нашего интереса к прометеевскому движению и его организации.

Для того, чтобы достигнуть этого идеала, мы должны умело произвести организационные изменения и создать для них крепкую и ясную идейную платформу.

Идеология клуба должна быть уточнена и должно быть установлено, что:

1) прометеизм является движением всех без исключения народов, угнетаемых Россией;

2) «Прометей» всеми силами содействует стремлениям, направленным к тому, чтобы вызвать национальную революцию на территории СССР;

3) «Прометей» избегает всякого рода доктрин как социальной, так и экономической области;

4) в прометеевском движении имеют право участвовать не только народы с выкристаллизовавшимися уже национальными отличиями и ясными стремлениями к независимости, но и те, у которых только теперь нарождается национальное самосознание и стремление к национальной независимости, и даже племена, которые в настоящее время только переходят на высшую национальную стадию (сибирские племена);

5) прометеевское движение содействует борьбе за независимость и свободу на территории СССР; во всех ее формах оно оказывает поддержку всякого рода проявлениям распада на национальные элементы и племена и старается вызвать брожение националистического характера на тех территориях, где население проявляет пассивность;

6) «Прометей» не выступает в интересах одного народа или объединенной группы народов, а всегда выступает как единый фронт угнетаемых от имени всех угнетаемых, в защиту основных интересов всех угнетаемых;

7) защиту основных интересов всех угнетаемых следует понимать как защиту на международной арене права на независимость и самоопределение всех народов, угнетаемых в СССР, как систематическую разъяснительную акцию на международной арене с целью разоблачения насилия, совершаемого над угнетаемыми народами в СССР, как пропагандистскую акцию, научно и исторически обосновывающую идею национальной неоднородности СССР, а также необходимость распада Советской империи на отдельные национальные государства;

8) споры о суверенитете государств над спорными территориями - несущественны и недопустимы;

9) «Прометей» не является конгломератом организационных единиц, не является также органом, состоящим из представителей тех или иных правительств, центров, партий. Он является организацией в политическом и формальном отношении совершенно независимой;

10) «Прометей» мобилизует членов по собственной воле и под собственную ответственность, не беря на себя никаких политических обязательств по отношению к национальным центрам; но он, с другой стороны, не навязывает никаких формальных ограничений своим членам по отношению к их руководящим центрам.

На построенной таким образом идейной платформе должны быть ликвидированы возникающие теперь в прометеевском движении конфликты и должны быть устранены взаимные претензии и недоразумения.

Национальные руководства должны относиться к прометеизму как к идейно-политическому движению с воспитательными тенденциями по отношению к угнетаемым народам и пропагандистскими - по отношению к внешнему миру. «Прометей» не занимает никакой определенной позиции по отношению к текущей политике и дипломатической акции того или иного комплекса государств на международной арене. (Следующие четыре (?) строки неразборчивы. - Пер.) «Прометей» должен иметь право проявлять национальный радикализм для того, чтобы самым эффективным образом создать революционную динамику. Радикально-национальные тенденции не должны ему ставиться в вину и не должны неправильно расцениваться как фашистские симпатии, а тем более не должны рассматриваться как измена интересам народа.
......
Вопросом народов, угнетаемых Россией, сильно заинтересовалась фашистская партия, создавая в последнее время специальную научно-исследовательскую организацию (см. дело № 1499/37).

БЕРЛИН вовсе недвусмысленно дает возможность консолидироваться у себя тем частям прометеевской эмиграции, которые находятся в оппозиции по отношению к центрам, сотрудничающим с нами.

В Турции следовало бы изучить все углублявшиеся антисоветские настроения, не проявляющиеся наружу. Следует обратить внимание хотя бы на то, что малоазиатская Антанта (Турция, Иран, Ирак и Афганистан) фактически является выражением антисоветских тенденций новых возможностей организации на этой почве гармоничного сотрудничества с Англией.
......

prometheism, polen, vorkrieg, СССР

Previous post Next post
Up