В этом году на «КАМАЗе» проходили практику студентки лучших зарубежных университетов.
И третьекурсница Аида Идрисова из Бристольского университета (Великобритания), и Алиса Ким из университета Ёнсе (Южная Корея) успешно справились с задачами, которые поставили перед ними наставники из блока развития. Судя по отзывам руководителей практики, подготовка зарубежных студентов отличается высоким уровнем. О технологиях формирования инженерных кадров в Европе и Азии рассказали сами студентки.
Предложение по зубам
- В Англию я влюбилась во время прохождения языковых курсов. Но прежде чем поступить в университет, нужно было окончить колледж, пройти международный тест IELTS на знание английского и предоставить аттестат со средней оценкой выше 4, - пояснила Аида Идрисова. - Главное для меня было определиться с направлением развития - экономика или инженерия? Первое казалось более перспективным, но ко второму больше лежала душа. Уже в Англии я поняла, что в Европе у инженеров намного больше возможностей, и это облегчило выбор.
За время обучения в колледже девушка сдала около 30 экзаменов, но сложнее всего был повторный экзамен по английскому. Если для зачисления в колледж достаточно балла 5.0, который по силам обычному выпускнику российской школы, то для поступления в университет требовалось набрать 7.0. Все каникулы в Казани пришлось посвятить подготовке к экзамену.
В пакет документов при поступлении в университет входят оценки экзаменов, сданных в первый год обучения в колледже, и характеристика, при этом особенно учитываются персональные заслуги. Аиде очень помогли заочные математические курсы при МГУ, где она занималась около пяти лет, и участие в олимпиадах по математике и физике. После подачи документов в университет нужно ждать offer (предложение) - условия по оценкам, которые студент должен получить за второй год для поступления в вуз.
- Здесь нужно быть очень аккуратным, потому что есть риск получить отказ от всех университетов, либо такой offer, который ты не сможешь выполнить, - предостерегла Аида. - У меня было пять предложений от вузов, и я выбрала университет Бристоля с курсом «Инженерная математика». Он схож с направлением «Прикладная математика» в России: это микс математики, физики и программирования.
Главное отличие обучения в Англии - большое количество групповых проектов. Каждые два-три месяца давалась задача по преобразованию реальных проблем в математические модели. Вот лишь некоторые из них: оптимальная расстановка ветряных турбин для повышения энергетической мощности, анализ синтеза белка, исследование оптимальности использования дронов в сельском хозяйстве, экономическое прогнозирование акций и экономических индикаторов на базе анализа новостных статей. Были и стандартные предметы: математика, термодинамика, электроника, причём со второго курса каждый сам себе строил специализацию. У Аиды получилось совмещение аэродинамики и искусственного интеллекта.
Университеты, заинтересованные в том, чтобы их выпускники получили работу получше, активно сотрудничают с индустрией. Летом студенты стремятся пройти практику на предприятии, это повышает шансы устроиться в хорошие компании. Порой конкурс достигает тысячи человек на место.
На втором курсе с группой, где училась Аида, знакомиться пришли представители фирмы Airbus. Сначала была встреча с одним из инженеров, а потом экскурсия. На английском производстве девушку поразили масштаб и организованность.
- Дальнейшее знакомство с производством состоялось во время практики на «КАМАЗе», - отмечает Аида. - Мне приятно было видеть, что в крупнейшей компании по производству большегрузов осваиваются новые технологии, здесь следят за разработками мирового автопрома. Я благодарна за возможность применить свои знания, а также за открытость и радушие камазовских коллег.
Выпускники Бристольского университета получают диплом с определённой степенью. Для инженеров самый высокий уровень - это First class. Поиск работы схож с поступлением в университет - подаёшь документы и ждёшь предложений.
В Великобритании у Аиды, которая планирует стать хорошим инженером, прекрасные карьерные перспективы
Жёстко, но справедливо
Алиса Ким сначала выбрала специальность инженера-энергетика, а затем вуз - университет Ёнсе, один из трёх самых престижных вузов Южной Кореи. Эта страна сейчас является ведущей в области инженерии. Корейцы ради поступления в этот вуз готовы заниматься с репетитором семь дней в неделю. Алиса училась в «Назарбаев интеллектуальной школе» (сеть государственных учебных заведений для одарённых детей) физико-математического направления с преподаванием на английском. Как и Аида, она тоже сдавала тест IELTS.
Студенты университета, кроме обязательных предметов, могут включить в программу направления по своему выбору. Составляя себе расписание, они понимают, что должны усвоить всю программу за четыре года.
Преподают в университете Ёнсе высококлассные профессионалы, которые работают в ООН, разрабатывают технологии для Hyundai и других корпораций. Каждому из профессоров можно назначить время для встречи и задать интересующие вопросы.
Алиса кроме профессии инженера-энергетика в университете изучает направление «Наука, технология и политика». Это целостная специальность, овладевая которой, студенты пытаются вникнуть в механизмы принятия решений, оценить этическую их сторону.
Знания студентов подлежат сравнительному оцениванию. 20% получают категорию А, по 30% - В и С, ещё 20% - F (незачёт). Категория А присваивается лишь тем, кто набрал наибольшее число баллов - 100. Недобрал всего три балла - и ты уже в категории В.
- Для сохранения гранта мне нужно поддерживать средний балл выше 3.0 из 4.0. Это очень сложно. После первого семестра у меня был балл 2.56, и я потеряла грант, - призналась Алиса, - но потом его восстановила. Сейчас мой средний балл 3.75.
Студентка из Южной Кореи очень хотела попасть на практику на «КАМАЗ». «Эта компания - один из ведущих производителей автомобилей, я хочу набраться опыта, окунуться в атмосферу производства, оценить мощь и силу рабочего процесса», - написала она в анкете.
Алису очень впечатлила сложность и слаженность процесса сборки на АвЗ. После практики она утвердилась в своём желании работать в автопроме.
Девушка намерена после окончания бакалавриата пройти курс обучения в магистратуре, но уже по специальности «Компьютерное программирование». Чем больше знаний у выпускника, тем выше шанс устроиться на высокооплачиваемую работу.
Университет, в котором учится Алиса Ким, имеет статус SKY - «небесный».
Текст: Татьяна Белоножкина
Источник: Вести КАМАЗа