Лев Толстой "Исповедь" (основные идеи)

Apr 27, 2014 15:19




"По  жизни человека, по делам его, как теперь, так и тогда, никак нельзя

узнать, верующий он или нет.  Если  и есть различие между явно исповедующими

православие  и отрицающими  его, то  не в пользу первых.  Как теперь, так  и

тогда явное признание и исповедание православия большею частью встречалось в

людях тупых, жестоких  и безнравственных и считающих себя очень важными.  Ум

же,   честность,  прямота,  добродушие  и   нравственность   большею  частью

встречались в людях, признающих себя неверующими."

[тынц]

"Теперь, вспоминая то время, я вижу ясно, что вера моя -- то, что, кроме

животных инстинктов,  двигало моею жизнью, -- единственная истинная вера моя

в то время была вера в совершенствование. Но  в чём было совершенствование и

какая была цель его,  я бы не  мог сказать. Я старался совершенствовать себя

умственно,  -- я учился всему, чему мог и на  что  наталкивала меня жизнь; я

старался  совершенствовать свою  волю --  составлял  себе  правила,  которым

старался  следовать;  совершенствовал  себя физически, всякими  упражнениями

изощряя силу и ловкость и всякими лишениями приучая  себя к  выносливости  и

терпению.  И  всё  это  я считал  совершенствованием.  Началом  всего  было,

разумеется,   нравственное  совершенствование,  но  скоро  оно   подменилось

совершенствованием вообще, т. е. желанием  быть лучше  не перед самим  собою

или перед Богом, а желанием быть лучше перед другими  людьми.  И очень скоро

это  стремление  быть лучше перед людьми  подменилось желанием быть  сильнее

других людей, т. е. славнее, важнее, богаче других."

"Взгляд на жизнь этих людей, моих сотоварищей по писанию, состоял в том,

что жизнь вообще  идёт  развиваясь и  что  в этом  развитии главное  участие

принимаем  мы,  люди  мысли, а  из  людей мысли главное влияние имеем мы  --

художники,  поэты. Наше  призвание  -- учить  людей. Для  того  же, чтобы не

представился тот естественный вопрос самому  себе:  что я  знаю  и  чему мне

учить,  -- в теории этой было выяснено, что этого и  не  нужно  знать, а что

художник  и  поэт бессознательно  учит.  Я  считался чудесным  художником  и

поэтом,  и  потому  мне  очень  естественно было  усвоить  эту теорию. Я  --

художник, поэт -- писал, учил, сам не зная чему. Мне за это платили  деньги,

у  меня  было прекрасное кушанье,  помещение, женщины, общество, у меня была

слава. Стало быть, то, чему я учил, было очень хорошо."

Вера эта в значение поэзии и в развитие жизни была  вера, и я был одним

из  жрецов её. Быть  жрецом её  было очень выгодно  и  приятно. И я довольно

долго жил в этой  вере, не сомневаясь  в  её  истинности. Но  на  второй и в

особенности на третий  год такой жизни я  стал сомневаться  в непогрешимости

этой веры и стал её исследовать.  Первым поводом к  сомнению  было то, что я

стал  замечать,  что жрецы  этой веры не все были согласны между собою. Одни

говорили: мы -- самые хорошие и полезные учители, мы учим тому, что нужно, а

другие учат неправильно. А другие говорили: нет, мы -- настоящие, а вы учите

неправильно. И они спорили ссорились,  бранились, обманывали, плутовали друг

против друга. Кроме того было много между нами людей и не заботящихся о том,

кто прав, кто не прав, а просто  достигающих своих корыстных целей с помощью

этой нашей  деятельности. Всё  это  заставило меня  усомниться в  истинности

нашей веры.

Кроме того, усомнившись  в  истинности самой веры писательской, я  стал

внимательнее наблюдать жрецов её и  убедился, что почти все жрецы этой веры,

писатели, были люди безнравственные и, в большинстве, люди плохие, ничтожные

по характерам  -- много  ниже тех людей, которых  я встречал в  моей прежней

разгульной и военной жизни -- но самоуверенные и довольные собой, как только

могут  быть  довольны люди совсем святые или такие, которые и не  знают, что

такое святость. Люди мне опротивели,  и сам себе я опротивел, и я понял, что

вера эта -- обман.

Но странно  то,  что хотя всю эту ложь  веры я понял скоро и отрёкся от

неё,  но от чина, данного мне  этим  людьми,  --  от  чина художника, поэта,

учителя, --  я  не  отрёкся. Я наивно воображал, что я  -- поэт, художник, и

могу учить всех, сам не зная, чему я учу. Я так и делал."

"Из сближения  с  этими людьми  я вынес новый порок -- до  болезненности

развившуюся гордость и  сумасшедшую уверенность в  том, что  я призван учить

людей, сам не зная чему.

Теперь,  вспоминая  об  этом  времени,   о  своём  настроении  тогда  и

настроении тех  людей  (таких, впрочем,  и  теперь тысячи), мне  и жалко,  и

страшно, и смешно, -- возникает именно то самое чувство, которое испытываешь

в доме сумасшедших.

Теперь мне ясно, что разницы с сумасшедшим домом никакой не было; тогда

же я только смутно  подозревал это, и  то только, как и  все сумасшедшие, --

называл всех сумасшедшими, кроме себя."

"Вера  эта приняла  во мне ту обычную  форму,  которую она имеет  у

большинства  образованных людей нашего  времени. Вера  эта выражалась словом

"прогресс". Тогда  мне казалось, что  этим словом  выражается  что-то.  Я не

понимал ещё того, что, мучимый, как всякий живой человек вопросами, как  мне

лучше жить, я, отвечая: жить сообразно с прогрессом"

"В сущности же я вертелся  всё около одной и той же неразрешимой задачи,

состоящей в том,  чтоб учить,  не зная  чему. В  высших сферах  литературной

деятельности мне  ясно  было, что нельзя  учить, не зная, чему учить, потому

что я видел, что  все учат  различному и спорами между собой скрывают только

сами от себя своё  незнание; здесь же, с крестьянскими детьми,  я думал, что

можно обойти эту трудность  тем, чтобы предоставить детям учиться, чему  они

хотят. Теперь мне смешно вспомнить, как  я вилял, чтоб исполнить свою похоть

-- учить, хотя очень хорошо знал в глубине души,  что я не могу ничему учить

такому,  что  нужно,  потому  что  сам  не  знаю,  что  нужно.  После  года,

проведённого  в  занятиях школой, я другой раз поехал за границу, чтобы  там

узнать,  как  бы это так сделать, чтобы,  самому ничего не зная, уметь учить

других."

книги

Previous post Next post
Up