Мадам Бовари Гюстав Флобер

Sep 15, 2013 20:31





Краткое содержание:
[тынц]

Молодого врача Шарля Бовари  вызывают к зажиточному фермеру, папаше Руо, который сломал ногу. Там он впервые видит Эмму Руо,  дочь фермера, которая получила образование в монастыре, она  «танцует, знает географию, рисует, вышивает» .

Шарль женат на высохшей вдове, за которую его сосватала мать из-за приданого.  Жена пилит Шарля и изводит его ревностью.  Вскоре нелюбимая жена скоропостижно умирает и Шарль повторно женится на Эмме Руо.  Шарль счастлив, влюблен  «весь мир замыкался для него в пределы шелковистого обхвата её платьев», а  Эмма Бовари напротив разочарована в браке и в своем муже, поскольку он не удовлетворяет ее эмоционально, интеллектуально  (и , видимо, физически).  Речь его «была плоской, точно панель, по которой вереницей тянулись чужие мысли в их будничной одежде <…> Он ничему не учил, ничего не знал, ничего не желал».  Тянутся  скучные, однообразные будни, но однажды супругов приглашают на бал в замок к маркизу. На один день Эмма погружается в атмосферу роскоши, тонких ароматов, изысканных яств.  Она вальсирует с самим виконтом! Все это  оставляет неизгладимые впечатления  в ее душе.  Эмма  надеется на новое приглашение, но тщетно.  Она  жаждет пламенных страстей, развлечений, путешествий и  ощущает что жизнь проходит мимо.  От осознания собственной нереализованности она, день за днем,  все глубже погружается в депрессию. Она находит утешение во флирте с симпатичным молодым человеком Леоном, а затем в запретной связи с дамским угодником и светским львом Родольфом Буланже. Эмма впервые влюбляется, одаривает своего любовника ласками, поцелуями, осыпает любовными письмами и дорогими подарками, а для Родольфа  связь с Эммой всего лишь очередная интрижка, развлечение. Он изначально не планирует ничего серьезного и когда настает момент принять  решение, он благополучно сливается, при этом выставляя  себя благородном страдальцем и ревнителем семейных ценностей. Для Эммы это становится тяжелым ударом, она заболевает, а  по выздоровлении с головой  бросается в новую связьс Леоном и тут уже отрывается по полной, неумолимо приближаясь к пропасти в виде финансового разорения. Когда банкротство случается, ни один из ее мужчин не желает посодействовать ей, оба  умывают руки. Эмма не придумывает ничего другого, кроме как совершить самоубийство, отравившись мышьяком. Когда  она умирает в муках, ее любовники  (бывший и действующий) спокойно спят в своих постелях.  Муж  пышно и торжественно хоронит ее, а немногим позже находит  ее любовную переписку и  самым последним узнает правду о горячо любимой жене.  Он встречается с Родольфом и сообщает  что не держит зла на него, в свою очередь  Родольф считает мужа Эммы полным ничтожеством.  Вскоре Шарль умирает от тоски, отца Эммы хватает удар, а Берту, дочь Эммы и Шарля, удочеряет бедная родственница. Из-за нищеты Берта вынуждена пойти работать на фабрику.

Вот и вся история про французскую Анну Каренину, которую погубила  чрезмерная  страстность и отчасти патриархальное общество, в котором женщина могла существовать только как приложение к мужчине, но не как самостоятельная, дееспособная единица.

Интересные цитаты

Речь его «была плоской, точно панель, по которой вереницей тянулись чужие мысли в их будничной одежде <…> Он ничему не учил, ничего не знал, ничего не желал.

Усыпленное сознание Эммы принимало отвращение к мужу за влечение к любимому человеку, ожоги злобы за вспышки нежности.

С небом не поборешься, против улыбки ангела не устоишь! Все прекрасное, чарующее, пленительное увлекает невольно!

«…когда нам хочется растрогать своей музыкой звезды, у нас получается собачий вальс»

Родольфу Буланже исполнилось тридцать четыре года; у этого грубого по натуре и проницательного человека в прошлом было много романов, и женщин он знал хорошо. Г-жа Бовари ему приглянулась, и теперь он все думал о ней и о ее муже.

"По-моему, он очень глуп... Она, наверно, тяготится им. Ногти у него грязные, он по три дня не бреется. Пока он разъезжает по больным, она штопает ему носки. И как же ей скучно! Хочется жить в городе, каждый вечер танцевать польку. Бедная девочка! Она задыхается без любви, как рыба без воды на кухонном столе. Два-три комплимента, и она будет вас обожать, ручаюсь! Она будет с вами нежна! Обворожительна!.. Да, а как потом от нее отделаться?"

«Я так рисую себе нашу совместную жизнь: это - объятие, которое день тот дня будут все теснее и крепче.» Эмма Бовари об отношениях с Родольфом  Буланже.

- А знаете, почему церковь отлучает актеров? - спросил аптекарь. - Потому что в давнопрошедшие времена их представления конкурировали с церковными. Да, да!

Прежде играли, прежде разыгрывали на хорах так называемые мистерии; в сущности же, это были не мистерии, а что‑то вроде фарсов, да еще фарсов‑то в большинстве случаев непристойных.

Священник вместо ответа шумно вздохнул, а фармацевт все не унимался.

- Это как в Библии. Там есть такие... я бы сказал... пикантные подробности, уверяю вас!.. Там все вещи называются своими именами!

Философа небытие не пугает.

«Пробило полночь. В городке, как всегда, было тихо, но Шарль не мог заснуть и все думал об Эмме. Родольф от нечего делать весь день шатался по лесу и теперь спал крепким сном у себя в усадьбе. В Руане спал Леон.»

книги

Previous post Next post
Up