Не первый год приходится слышать от разных людей (особенно от тех, кто игнорирует "Зеркало"), что фестиваль уже не тот. А как ему быть "тем", если каждые несколько лет практически полностью меняются команды, его проводящие? Да и нынешнее финансирование не может сравниться с "жирными" меневскими временами. В этом году опять сменился организатор, за Тарковского взялись те же специалисты, что занимаются в Иванове сериальным "Пилотом". Хочу поделиться своим мнением о некоторых событиях фестиваля, и только о том, чему сам стал свидетелем. Скажу сразу, увиденное мне по большей части понравилось, позволю себе лишь конструктивную критику некоторых моментов в надежде на будущие улучшения.
Были времена, когда "Зеркало" превращалось в площадку для политических заявлений. Помните, как перед каждым просмотром конкурсных фильмов Международное жюри громогласно требовало освобождения Олега Сенцова? В переполненных залах не нашлось ни одного человека, кто бы напомнил уважаемым членам, что данный персонаж, вообще-то, осужден за подготовку теракта. То ли дорогих гостей боялись обидеть, то ли все были согласны с тем, что человек страдает от липовых обвинений. Сенцов, между прочим, уже пять лет как на свободе, говорят, возглавляет отделение снайперов ВСУ и отстреливает наших ребят на полях сражений. Возможно, ивановских, из 98-й дивизии...
Президент очевидно оппозиционного "Артдокфеста" Виталий Манский признан теперь иноагентом, любимый телеканал Михаила Меня, на котором тот с удовольствием рассказывал о "Зеркале" тоже теперь иноагент, и я не уверен, что журналисты канала хоть словом обмолвились о фестивале. Ушла политика.
Стал ли фестиваль от этого хуже по содержанию? Если судить по представленным фильмам, то ничуть. Отбором картин снова, спустя долгие годы, занимается
Сергей Лаврентьев. Не знаю, как ему это удалось, но кино он привёз достойное. Я посмотрел 5 из 9 конкурсных фильмов, и заснул только на одном ))) Но об этом досадном происшествии расскажу чуть ниже. Многие зрители, с кем довелось пообщаться, были рады возвращению Сергея Александровича. Надеюсь, это возвращение надолго.
Очень понравился якутский фильм "Кукушка".
Познакомился с режиссером фильма Евгением Николаевым.
Но самым интересным показом для меня стала восстановленная лекция Андрея Тарковского перед своими студентами. Еще бы раз с удовольствием послушал!
Удалось сохранить традиционные для "Зеркала" программы "Свои" и "Тарковский. Контекст". Наверное, это уже минимум, дальше которого никак нельзя ужиматься. Очень в этом году не хватало творческих встреч, которые в предпандемийные годы проводились в режиме нон-стоп на веранде кафе кинотеатра "Лодзь". Иногда жаждущих собиралось столько, что приходилось стоять под окнами. Возможно, были такие встречи и в этом году, но информация о них мне не попадалась.
Вообще, с рекламой мероприятий и фильмов как-то скудно было. Всё через интернет, хотя для людей пожилых можно было бы организовать информационный стенд. Возможно, по этой причине зрителей визуально было гораздо меньше, чем раньше. Зато и случайных посетителей в залах было немного, а все просмотры были бесплатными, нужно было лишь распечатать билет через интернет или получить его на стойке в фойе кинотеатра. Я регистрировался он-лайн, процедура простая и удобная. Многие старались не пропускать ни одного конкурсного сеанса.
Другой фестивальной площадкой стал наш любимый красивый железнодорожный вокзал. Здесь прошло награждение лауреатов Третьего всероссийского конкурса видео-арта "Миры Тарковского". Организовано мероприятие было достойно, вот только по содержанию показанных роликов и географии участников как-то бедновато для всероссийского конкурса. Много студентов-младшекурсников из ВГИКа. Кое-кто из призеров честно признался, что взял видеокамеру в руки впервые в жизни только ради участия. Возможно, конкурсу как раз не хватало сотрудничества с фестивалем. Если конкурс надолго пропишется на "Зеркале", это может дать ему и расширение географии и качественный рост. Генпродюсер фестиваля наградил победителя стажировкой на киностудии с возможностью заключения контракта по результатам практики! Отличная возможность для видеографов из провинции, в первую очередь, для ивановцев, показать себя мэтрам отечественной киноиндустрии.
Там же проходила выставка "Зеркало", посвященная 50-летию выхода одноименного фильма Тарковского. Кадры из фильма вперемешку со снимками съёмочного процесса. Организатор РОСИЗО. Выглядело дорого и богато, но бестолково. Ни привычного открытия с рассказами об авторах, ни подписей, известно лишь, что фотографии предоставлены "Мосфильмом". Те, кто шёл специально на открытие, были разочарованы. Вообще, выставки раньше занимали важное место в программе фестиваля и очень важно было общение с авторами. Мне удалось поговорить на эту тему с генпродюсером, радует, что есть понимание.
Больше всего на вокзале мне понравился читальный зал с зелеными лампами.
Можно было прийти и брать любые книги из шкафов и, как оказалось, можно было не возвращать.
Отличная идея! Ну, разве что книг хотелось бы других, более интересных и близких к синематографу, хотя бы тех, что продавались на развале в кинотеатре.
Понятно, что там более дорогие издания, всем не раздашь. А я бы и не раздавал, логично было
в конце фестиваля передать их какой-нибудь библиотеке, например, в Колледж культуры или Университет.
Третьей большой площадкой фестиваля в городе стал МВЦ.
Там тоже каждый день проходили какие-то интересные мероприятия, но я побывал только на закрытии.
Про итоги подробно рассказано, например, у
Михаила Шора. Поэтому напишу лишь о некоторых моментах.
Долгие годы на "Зеркале" работало молодежное жюри, от имени которого вручался один из призов. Дескать, судят конкурс, в основном, старперы люди пожилые, а у молодежи свой взгляд на мир. А в этом году, как я уже упоминал
ранее, жюри молодое и красивое. Поэтому у некоторых возрастных зрителей родилась идея учредить в будущем жюри пенсионерское зрелое и меня даже в команду эту пригласили. И вот в какой-то момент ведущий церемонии закрытия
объявляет о том, что сейчас вручать свой приз выйдут люди зрелые, опытные, которые не пропускают ни одного фестиваля, и смотрят все фильмы. Я даже встрепенулся, кого это он имеет в виду? И вот на сцену поднимаются (кто бы вы думали?) люди, которые всегда ассоциировались с молодежным жюри! Это для нас они все еще "молодежь", а по факту.....
В качестве призов в этот раз вручались рамки с какими-то фигурками, надеюсь, сделанными из древесины яблони (иначе зачем?). Что только не вручали на "Зеркале" за годы его существования! И рогатые конусы, и треугольные призмы, и цилиндрики с буквами и даже позолоченные крылья от Gourji, а в прошлом году, вообще, горшки раздавали. Это говорит о том, что фестиваль все ещё находится в поиске самого себя.
Получил такую фигурку и Евгений Николаев, спецальный приз жюри с формулировкой «Впечатляющий дебют, который бросает вызов зрителю»
И это был единственный раз, когда я угадал призера. Ну, не понять мне женскую логику!
За лучшую режиссуру приз дали сербской ленте "78 дней". Это тот самый фильм, на котором я заснул и не только потому, что забыл на завтрак выпить кофе. Внимание! Сейчас будет спойлер, поэтому, если вы желаете посмотреть этот фильм, просто промотайте текст до следующей фотографии.
Итак, 78 - столько дней НАТО бомбило Сербию. Фильм снят на видеокамеру в стиле "Ведьмы из Блэр", приём известный в большом кино. Очень долго показывают жизнь сербской семьи, глава которой ушел на войну. Дочери снимают для него максимально подробно свою жизнь. Как они беседуют, играют, ругаются, пекут торт. Главная героиня - девочка, недовольная своей внешностью, одноклассники считают ее толстой. Иногда над деревней пролетают натовские самолеты. Жители грозят им кулаками. Короче, псевдодокументальное кино. И сразу становится понятным, что однажды самолеты сбросят на деревню бомбу. И повлиять на это герои фильма никак не могут, а, значит всё, что снято до бомбардировки не будет иметь никакого значения. Вся интрига фильма - когда упадет и на кого именно. Было бы это настоящее документальное кино, я бы смотрел внимательно! Бомба упала на самую маленькую почти в самом конце и сцена была снято, действительно, страшно! Но до этого момента все было очень и очень скучно.
Оказалось, что женщины воспринимают этот фильм по-другому. Они искренне сопереживают героиням, проникаются их проблемами и говорят: это же фильм про нас! Ну так у нас все гораздо жестче. Достаточно полистать телеграм. Там будут реальные, гораздо более горькие истории, не срежиссированные
Кстати, на жизнь главной героини эта трагедия особо не повляла. Год спустя она все также озабочена своей внешностью...
P.S. И всё же одно политическое заявление на этом "Зеркале" прозвучало. Перед показом фильма "78", Сергей Лаврентьев сказал примерно так. В главной роли в сербской ленте о гражданской войне в Югославии снялся популярный хорватский актер. Этого даже представить нельзя было каких-то 15 лет назад. И этот факт вселяет в меня надежду...
P.P.S. В меня тоже!