Отреставрированный вокзал в Шуе.

Dec 19, 2020 22:18



Осенью, направляясь в Москву на "Ласточке", обратил внимание, что в Шуе серьезно взялись за ремонт станции. С предвкушением ждал окончания работ.  Всего лишь четыре месяца назад была закончена реконструкция ивановского вокзала, вызвавшая у меня бурю восторга. Было дико интересно, чем порадуют железнодорожники на этот раз. И вот, наконец, получил приглашение 17 декабря  прокатиться на ретро-поезде, заехавшем в нашу область по случаю торжественного открытия обновленного шуйского вокзала. Я, конечно, же не смог отказаться от столь заманчивого предложения и все текущие дела были немедленно отложены.



Около 10 утра от станции Иваново отправился в направлении Шуи паровоз серии П-36, прозванный в свое время в народе "генералом" за яркие "лампасы" на зеленой ливрее. Он тащил за собой три синих вагона, наполненных чиновниками, сотрудниками РЖД, журналистами, блогерами, фотографами, видеооператорами, пилотами квадрокоптеров и ряжеными артистами в костюмах, стилизованных под конец позапрошлого - начало прошлого века. Вся ивановская блогосфера три последних дня была заполнена картинками с поездки и церемонии открытия, поэтому ничего такого вы у меня не найдете. Мне был интересен вокзал и только сам вокзал.


Хотя, пожалуй, одну фотографию с местным известным блогером я, все-таки поставлю )))


Поездка была короткой и увлекательной, прошла под рассказы экскурсоводов, и уже через полчаса состав остановился в Шуе. А вот и он, такой старый и одновременно совсем новехонький вокзал.


Бросается в глаза, что он практически идентичен старому железнодорожному вокзалу Иваново-Вознесенска, словно младший брат. Флигели ивановского длиннее на пару окон и завершаются двухэтажными объемами.


Интересно, что на момент строительства Иваново-Вознесенск формально находился в административном подчинении у Шуи, являясь безуездным городом. Однако, вокзал построили более крупный, что коррелируется с весом этих двух населенных пунктов в экономике и демографии тогдашней Владимирской губернии.


Не думайте, что народу на станции было мало. Я специально искал ракурсы с минимальным количеством людей в кадре.

"Генерал" прекрасно смотрится на обновленном перроне.

Корреспондент "Гудка" отчитался:
Ремонтные работы велись с сохранением исторического вида и элементов внешнего и внутреннего декора вокзала. Восстановлена декоративная резьба, полностью обновлена деревянная обшивка, наличники. Воспроизведено первоначальное частичное окрашивание фасада центральной части вокзала и воссоздана вышка-башенка с часами и шпилем. Также отремонтированы кровля, фундамент и подвал. Исторический облик возвращён и внутреннему пространству. Потолок украшен декоративными лепными элементами, пространство освещают люстры в стиле ретро... Проведён ремонт всех внутренних помещений, в зале ожидания для пассажиров установлены новые эргономичные сиденья из натурального дуба... На станции Шуя проведён ремонт перрона: асфальтовое покрытие заменено на тротуарную плитку; смонтирована новая система освещения; фонарные столбы, ограждение, элементы навеса, деревянные скамейки, урны выполнены в едином стиле из металла с элементами художественной ковки. На перроне установлен литой железнодорожный колокол и часы. Благоустроена прилегающая территория: асфальтовое покрытие тротуаров, заменено на тротуарную плитку, установлено новое освещение, разбиты газоны. На привокзальной площади обустроена парковочная площадка для автотранспорта.

Ну что ж, идем проверять. Пока все верно. Здание вокзала сияет свежей краской. На перроне крытые павильончики из стекла и металла..


Красивые фонари.


Снаружи - просто конфетка! Новая обшивка.


Часы на башенке. Стильные урны. Уже подключена рождественская иллюминация.


Обратите внимание на детали отделки. Они аналогичны прежним, однако, бросается в глаза, что это не ручная работа. Станки с ЧПУ во всей красе. Из-за этого здание кажется игрушечным. Словно пластиковое строение из набора немецкой железной дороги. Кстати, отличная идея для отечественных производителей - шуйский вокзал просто необходимо копировать для моделистов. Уверен в коммерческом успехе этой затеи)))




Посмотрите на кондиционер. Да, я тоже не сразу его заметил, только уже на фотографии. Хорошо же сделали!


А вот и обещанный колокол.


Всё, за "наружку" ставлю пять из пяти. Не знаю, кто тут был главным движителем процесса, РЖД или наш губернатор, но пока мне все нравится, душа поет! Радостный захожу внутрь и...


...бац!!! Пол. Что это вообще такое?!!! откуда здесь взялся этот пришелец из советской архитектуры 70-х годов. Это даже не ложка дегтя в бочке меда. Это какая-то хрень... Причем, полная.


Ну, как?!!! Как можно было проделать такую дорогую и качественную работу и испортить все впечатление? Это же как прийти на губернаторский бал в кроссовках, или в семейных трусах на нудистский пляж, или в Большой театр в ватнике или запить устрицу тремя топорами!


Этот пол везде. Корреспондент "Гудка" восхищается дубовыми скамейками. Я же вижу только серый мраморный пол. Почему не метлахская плитка, если по соображениям безопасности или практичности нельзя сделать деревянный или паркетный пол? Такая плитка активно применялась в строительстве общественных зданий в начале 20 века. Вспомним, хотя бы, музей Бурылина.


Дорого? Но на реконструкцию и так были затрачены немалые деньги. Сколько точно, не знаю, но судя по тому, что цифры не озвучены, лишний раз общественность волновать не хотят. Что ж, не будем больше смотреть под ноги, возведем очи горе. Под потолком все гораздо лучше.


Да, новодел, причем заметный, но хотя бы в стилистике.






Шрифты подобрали соответствующие. Однако, и здесь без дегтярных ложечек не обошлось. Вот, например, чайная. С экрана не снят ценник со штрих-кодом, края грубо залеплены упаковочным скотчем...


А это уже полновесная столовая ложка. Часы явно куплены в интерьерной лавке. Там таких полно, только окрасом различаются.


Сейчас в залах вокзала проходит выставка исторической формы железнодорожников.



Выйдем на свежий воздух, взглянем на окрестности. А снаружи есть на что посмотреть. В конце перрона стоит водонапорная башня. Недавно башню начали было сносить. РЖД она не нужна, к тому же трещины пошли. Потребовалось срочное вмешательство Станислава Воскресенского, чтобы остановить вандализм. Интересная организация эта РЖД, в ней левая рука не ведает, что творит правая. В прошлом году снесли здание вокзала станции Иваново-Сортировочная, а в этом году восстановили вокзал в Шуе.


Как у них так складно получается делать одновременно столь противоположные вещи? Вкладываться в ремонт вокзала и перрона, придавать всему этому исторический вид и параллельно сносить такой важный и красивый объект...


За башней прячется тепловоз. Он потащит ретро-поезд вместе с "генералом" назад в Иваново. Дело в том, что паровозы могут ехать только вперед, а развернуться в Шуе им негде. Нет ни разворотного круга, ни специальных петель. Если РЖД серьезно настроены на более широкое использование паровозов в туристических целях, компании придется всерьез задуматься о восстановлении подобных элементов. К слову, разворот паровоза на круге - занимательный процесс для зевак и фотографов.

image Click to view



Зато сохранилось несколько старинных домов обслуживающего персонала. Например, дом обходчика.


Если все это отреставрировать, фанатам истории железных дорог будет на что посмотреть.


С противоположной стороны высятся уже сооружения советской эпохи.




Пусть и с некоторыми досадными недочетами, в Ивановской области начался движ по восстановлению исторического вида железнодорожных вокзалов. Пусть пока дважды за год, но здесь все-таки появлялся туристический поезд на паровозной тяге. В планах, насколько мне известно, открыть еще один ретро-маршрут от Иванова до Гаврилова Посада. Это просто отличная идея, но для ее успеха РЖД придется исправить результаты своей разрушительной деятельности последних 10-15 лет. Нужно восстановить облик вокзалов, как минимум, в Нерли и на конечной станции. О том как они выглядели раньше и что там творится сейчас можно почитать здесь. Как говорят китайцы, дорога в десять тысяч ли начинается с первого шага, и этот шаг в нашей губернии сделан. Хороший такой шаг и не один уже...

Не менее сложная задача ждет РЖД и при воссоздании ретро-поездов, которыми планируется катать туристов по ретро-маршрутам. На Северной железной дороге, как я понимаю, сейчас курсирует только один "ретро-поезд" из трех вагонов, так называемый "Рускеальский экспресс". Давайте рассмотрим их повнимательней.  Рускеала - поселок в Карелии, "экспресс" - по сути туристический аттракцион до Сортавалы. Он появился в 2019 году и не имеет какого-либо исторического бэкграунда, как у той же "Красной Стрелы". По сути имеем дело с симулякром. Но симулякром весьма амбициозным, о чем говорит цвет вагонов, отсылающих к легендарному "Восточному экспрессу". Увы, снаружи вагоны выглядят вполне современными, не последнее поколение, но все же.. Буквы хоть и металлические, но плоские. Девятнадцатым веком тут даже не пахнет.


Но если задаться целью, все можно сделать. В Санкт-Петербурге есть специалисты, которые восстанавливают старинные вагоны для музея железнодорожного транспорта. Это как с Янтарной комнатой: сделали копию комнаты, набили руку и глаз, сделали теперь и копию Янтарного кабинета, пока для избранных, но сделали, главное - не останавливаться. При желании и наличии средств можно будет построить когда-нибудь вагоны более соответствующие эпохе.

С локомотивами гораздо сложнее. Тут всё намного хуже. В начале века в отстойнике станции Ермолино под охраной овчарок ждал своего звездного часа стратегический резерв Ивановской области - около 60 исправных паровозов. Войны не случилось, но час все же пробил в виде туристов. Увы, слишком поздно, лет 10 назад все они были сданы в металлолом. И такая ситуация, видимо, произошла не только в Ивановской области. Паровозы в России, в основном, остались только в музеях и в виде памятников. Нашего "генерала" пришлось снимать с постамента в Шарье. Это последний советский паровоз выпускавшийся серийно.


Объемный серп и молот на паровозе, плоский двуглавый орел на вагонах. Этот поезд - зримое воплощение всей нынешней российской ситуации. Отрекаясь от советского прошлого, заклиная коммунистов, мы до сих пор выезжаем благодаря наследию, оставленному предыдущей властью. Пора уже смириться с собственным прошлым.


Внутри вагонов к 19 веку отсылают только занавески с бомбошками. Но сделано красиво.


Купе на шесть пассажиров не предназначено для долгих путешествий. Но пару часов в хорошей компании за разговорами и чаем пролетят незаметно. Про 30 минут и говорить нечего.


Металлические подстаканники, фирменная упаковка для сахара, графическое оформление стола. Все в тему, лишний тут "Гринфилд". Что-то нужно срочно решать и с чайными пакетиками.


Кстати, в вагоне сохранился титан, опять же последнего поколения, с пластмассовой ручкой для крана. Я бы заменил на более старую модель или искусственно подстарил эту.  Хотя не уверен, что он работает. Возможно, кипяток наливали из электрочайника. Не догадался проверить. В современных вагонах титаны заменили на пурифайеры, в воде из которых чай толком не заваришь, не говоря уж о дошираке.


Самое "аутентичное" место в ретро-поезде - это комната для фотографирования. Уютно и красиво.


А вот зачем такой просторный туалет, мне не понятно, возможно, тоже для фотографирования)))


Есть еще вагон-ресторан. Выглядит как не самая дорогая фантазия на тему роскоши 19 века. Тем не менее, судя по снимкам, дизайн  сильно изменился в лучшую сторону по сравнению с первоначальным вариантом. А значит, в РЖД работают над этим проектом, видят перспективу, что вселяет надежду.


Итак, подведем итог увиденному. Вокзал в Шуе отличный, за исключением мраморного пола. Водонапорную башню оставили в покое. Перрон красивый. Превосходный подарок шуянам и всем любителям железных дорог.
В ретро-поезде "Рускавальский экспресс" от ретро только паровоз. Зато настоящий. На стоянках машинисты с удовольствием пускают пассажиров к себе в кабину.








Сами вагоны не ретро, но уютные, нарядные, обслуживание лучше, чем в фирменном поезде. Прокатиться в таком - одно удовольствие, особенно с хорошими друзьями или детьми!

Кстати, в начале следующего года "Рускавальский экспресс" целых три дня (6,7 и 8 января) будет курсировать между Ивановым и Шуей.
Точное расписание скоро появится на сайте фестиваля "Русское рождество"

путешествия, Шуя, акция, Иваново, huawei p10 plus, sigma, архитектура, Ивановская область

Previous post Next post
Up