Шуховская башня города Иваново

Mar 24, 2020 13:27



Хорошо родиться в мегаполисе. В большом городе, как в Греции, есть все. Я же родился в Иванове, в котором, как мне казалось в ранние годы жизни, не было ничего. Даже сливочное масло еще задолго до перестроечных лет отпускали только по талонам и только детям, а ближайший магазин с колбасой в свободной продаже находился в трёхстах километрах. Другие города, где я гостил, выгодно отличались от Иванова. В одних были широченные реки с пароходами, в других - моря с пляжами, где массово жарились под южным солнцем полуголые красотки, в третьих - старинные башни и златоглавые церкви из путеводителей, метро и электрички, чешские трамваи и троллейбусы, музеи мирового уровня и магазины "Детский мир" и почти везде - высоченные здания. В Иванове не было ничего, чем можно было похвастаться перед чужими мальчишками. Но со временем я кардинально изменил свое отношение к родному городу. И помог мне в этом фильм "С унынием в лице". В нём Пол Остер открыто признается в любви к Бруклину, где по словам его персонажей есть все, что должно быть у мегаполиса. Я призадумался, а ведь в Иванове тоже много чего есть! Например, иностранцы здесь ходили по улицам всегда, в песочницах играли кудрявые девочки-мулатки, служа живым доказательством интернационального воспитания их молодых мамаш; есть в городе роскошные дворцы, правда, очень маленькие, реки тоже есть, даже целых три, только узенькие, есть озеро, водохранилища, даже водопад, но все миниатюрные. И чем больше я узнавал про Иваново, тем больше укреплялся в мысли, что здесь есть всё или когда-то было. Здания тут строили итальянские архитекторы и Шехтель, есть аналог Кремля и стоял когда-то уменьшенный вариант Храма Христа-спасителя. Был свой Третьяков, от которого остались музеи с египетской мумией и единственными в мире астрономическими часами, есть аэродромы, фабрики-красавицы, железнодорожные вокзалы (маленький дореволюционный и огромный советский), гигантский зиккурат в самом центре города, и гигантский же плавательный бассейн под открытым небом и даже ипподром. Ну, не зря же Иваново-Вознесенск когда-то претендовал на звание столицы РСФСР!

А не так давно я узнал, что есть в Иванове башня, спроектированная и построенная Владимиром Шуховым, одним из величайших инженеров во всей мировой истории. Как же можно прожить в городе полвека, интересоваться его историей и узнать о таком факте лишь недавно? А вот так. Раньше краеведы писали о Первом Совете и фабриках, потом про особняки и фабрикантов, в последние годы стала популярна тема зданий в конструктивистском стиле, а водопроводные башни - товар на любителя, навроде трансформаторных будок. Любители, естественно, были, в основном, иногородние, даже публикации делали в иногородней железнодорожной прессе. Почему в железнодорожной? Да потому что башня принадлежит Северной железной дороге.



А в начале декабря ивановский журналист Андрей Данилов опубликовал в фейсбуке пост, который вызвал у меня большое удивление и немалую досаду. Оттого что объезжая на велосипеде город несколько лет подряд в поисках советских мозаик, я не заглянул внутрь двора, посчитав это место бесперспективным.

Что ж, пришло время исправить ошибку. В разгар короновирусной эпидемии нужно держаться подальше от людных мест, а это место людным никак не назовешь! Адрес: г. Иваново, ул. 3-я Чайковского, 7 (координаты:  57° 0'53.80"С,  41° 1'21.68"В)


Экзотические вещи хорошо снимать экзотическими камерами. Sigma sd Quattro H - то, что надо!




Красота!


Итак, попробуем разобраться, в чем ценность и уникальность именно этой башни. Начнем издалека. В 1896 году молодой инженер Шухов патентует новый способ расчета и постройки прочных металлических конструкций, позволяющий очень сильно экономить железо. Для демонстрации метода он строит свою первую водонапорную башню с сетчатой опорой. Идею "сетки" Шухов позаимствовал у крестьян, плетущих корзины из ивовых прутьев. Изобретение вызвало нешуточный интерес у специалистов.  "Гиперболическая сетка инженера Шухова представляет в настоящее время настолько совершенный тип металлической башни, что своевременное применение их для водоснабжения на железных дорогах и в городах дало бы большие сбережения строительного капитала...» - пишет Д.В.Петров в книге «Железные водопроводные башни. Их назначение, конструкции и расчет».
Шухов внесёт огромный вклад в развитие отечественной железнодорожной отрасли, нефтяной и трубопроводной промышленности, но визуальным символом его достижений стали гиперболические башни, самую высокую из которых (телевышку на Шаболовке) знают во всем мире. Они воплощали своим видом новые веяния в архитектуре и безграничненые возможности промышленности. Поговаривают, что именно Шухов послужил источником вдохновения для автора романа "Гиперболоид инженера Гарина".
Он предлагал свои башни в качестве стандарта для ЛЭП. Если бы в 1930-е годы победила его точка зрения, страна была бы усеяна десятками тысяч гиперболических конструкций!

Но было построено всего лишь около двухсот башен. Из них на данный момент сохранилось не более двух-трех десятков и судьба некоторых буквально висит или совсем недавно висела в воздухе. Я не нашел в инете ресурса, аккумулирующую подробную информацию, поэтому пришлось изучить разные источники. Сколько же имеем в России?

Начнем с самых важных строений:
1) Телевышка на Шаболовке. Высота 148,5 метров. Построена в 1920-22 годах. На данный момент выведена из эксплуатации, частично разобрана, относится к ветхим строениям, московским правительством была предпринята попытка ее сноса-переноса, вмешалась общественность и зарубежные архитекторы.
2) Башня на Оке. Высота 128 метров. Построена 7 лет спустя после шаболовской и считается более совершенной. Служила опорой для ЛЭП. Всего их было шесть, четыре из которых меньшей высоты, их снесли еще при советах. Оставили две для красоты, для услады пассажиров проплывающих мимо судов и для ориентира их капитанов. В нулевые конструкциями занялись охотники за черметом, одну башню свалили и разобрали полностью, у второй, как бобры отгрызли около 40% нижней секции. Походу, Шухов осторожничал в расчетах, потому что башня простояла в таком виде еще три года, дождавшись вмешательства иностранных архитекторов (в основном немецких), которые добились от Российского правительства принятия экстренных мер. Башню подлатали и поставили под охрану.
3) Самая первая башня 1896 года. Сейчас находится в селе Полибино Липецкой области. Не используется по назначению, требует комплексной реставрации.

Есть еще несколько нерабочих конструкций в Краснодаре, Выксе, Копосове (Сормовский р-н), Николиной горе (Одинцовский р-н). Потенциально самыми интересными и важными являются три(!) водонапорные башни, построенные в 1915-17 годах на территории Порохового завода в Казани. К сожалению, завод настолько режимен и секретен, что доступ специалистов на его территорию не состоялся, несмотря ни на какие обращения общественности. Неизвестно их состояние, не ясно, используются ли по назначению. Полгода назад они еще точно стояли, судя по теням, отбрасываемым на спутниковых картах. Внимание к ним привлек главный в стране популяризатор шуховского наследия бывший казанский, а ныне московский исследователь Айрат Багаутдинов. Остальные сохранившиеся башни, построенные в провинции в советский период, он считает типовыми и, следовательно, не столь ценными. Я с ним категорически не согласен, особенно в отношении нашей башни.


В подтвержденном рабочем состоянии сейчас находятся пять башен: в Иванове, Петушках, Лобне, Вологде и Кукморе. Наша была построена в 1930-м году, но к работе для Иваново-Вознесенского водопровода Шухов приступил еще в 1924-м. О чем сохранились чертежи и записки. Так что можно смело говорить о том, что именно у нас была заложена основа типовой серии. Более того, в архивах хранится вся документация по постройке башни. Т.е. при желании легко воссоздать аналог.

Кроме того, имеется особенность, отличающая нашу башню от вышеупомянутых. Она содержит два резервуара, один под техническую воду для нужд депо, которая закачивается из реки Талка, второй - под питьевую для расположенной рядом столовой, вода берется из артезианской скважины. Считаю, что башня достойна охраны и общественного внимания.


Считается, что башня стоит на территории депо, однако доступ к ней открыт.


Когда-то её окружала ограда, но, видимо, уже очень давно.


Чтобы затруднить доступ любителям высоты и несоциалистического граффити, были срезаны ступени,


а нижний ярус обмотали колючей проволокой.


Помогает не очень.




Конструкция собрана на клепках.


Несколько кадров для передачи атмосферы места










о близости депо здесь говорит все






А звезду я бы оставил. Тот самый редкий случай, когда самодеятельность пошла на пользу объекту )))


история, город, мысли ни о чём, Иваново, sigma, конструктивизм, архитектура, фото

Previous post Next post
Up