Зеркало-2018. Субъективный обзор конкурсных фильмов. День четвертый.

Jun 17, 2018 10:34



В пятницу в конкурсе были представлены фильмы из стран, являющихся непримиримыми соперниками на политической арене: Ирана и Израиля. Произошло это случайно или по хитрой задумке программного директора фестиваля - мне неизвестно.



Первой показали иранскую ленту, но перед ней ненадолго заглянул на сеанс "Трудно быть богом" - последнего фильма великого Алексея Германа-старшего. Эту картину уже показывали на "Зеркале" пять лет назад.  В последующие годы она собрала целый букет призов отечественных кинонаград. Но я до сих пор не видел ее. Смущали и бесконечная работа над фильмом (мне кажется, что если слишком долго трудиться над каким-либо произведением, высока вероятность, что оно сильно устареет к моменту выхода в свет), и увиденные отрывки и Леонид Ярмольник в главной роли. Можете обвинять меня в предвзятости, но Леонид, в основном, у меня  ассоциируется с Долгоносиком из "Двух стрел" и жюрением КВН. Теперь я вынужден признать свою ошибку. Фильм заслуживает находиться в категории must see. Хотя бы из уважения к тому титаническому труду, который затратили его создатели. Фильм начинается с идиллической живописной картинки в стиле Питера Брейгеля Старшего.


Но уже через пару минут становится понятно, что на самом деле это какой-то босхианский ад. Действие происходит на далекой планете, населенной людьми, чья цивилизация отстала от земной на несколько столетий. Здесь царит аналог нашего Средневековья в самом худшем его проявлении. И какой-то совершенно дикий культ дерьма во всех смыслах. Здесь постоянно принюхиваются к человеческим и звериным испражнениям и мажут ими себе лица. Перед художниками стояла невероятно сложная задача создать правдоподобную обстановку и атмосферу. Когда речь идет об инопланетных мирах, населенных гуманоидами, как образец, в первую очередь, приходят в голову "Звездные войны". Поверьте мне, художники Джорджа Лукаса в сравнении с германовскими - стажеры киностудии детских и юношеских фильмов имени Довженко. У Германа невероятное количество абсолютно правдоподобных деталей. От костюмов до мебели и оружия. Причем, многое показывается крупным планом.


Очень плотная компоновка кадра. Многослойность планов потребовала ювелирной операторской работы. Что ж, ожидать другого от этого режиссера не стоило еще со времен "Ивана Лапшина"




Кстати о костюмах, именно благодаря им, "Трудно быть богом" снова оказался на "Зеркале", в программе "Костюм в кино". Нужно признать, что эта программа, пожалуй, главное фестивальное открытие этого года. Студенты "текстиля", будущие и уже состоявшиеся модельеры, просто люди, интересующиеся технологией создания одежды и современной модой, с удовольствием смотрят эти фильмы и остаются на лекции художников по костюмам. Почему эта очевидная ( с учетом специфики нашего города ) идея пришла лишь на двенадцатый год фестиваля?!!! Как жалко, что этого не случилось при жизни Натальи Мизоновой...


Фильм должна была представить художник по костюмам Екатерина Шапкайц. Но опоздала к началу сеанса.


Мне удалось немного пообщаться с ней уже поздно вечером. Ей всё приходилось выполнять вручную, в реальном масштабе. Никакой компьютерной графики. Никаких упрощений. Екатерина Юрьевна была искренне удивлена тем интересом, который проявили к её труду молодые люди нашего города. Будет рада приехать к нам снова.


Увы, приближалось начало показа иранской картины и мне пришлось уйти с сеанса. Официальный фотограф фестиваля несколько раз переспросил меня: "И ты ушел оттуда?". Да, каюсь, ушел, не досмотрел. Обязуюсь восполнить этот пробел.


Теперь об иранском фильме "Ни даты, ни подписи". Снял его в прошлом году режиссер Вахид Джалилванд. К сожалению, никто из съемочной группы не приехал к нам, поэтому некому было задать вопросы.
А фильм хороший, держал в напряжении до титров. Если в трех словах, то фильм о совести, преступлении и наказании. Я бы даже сказал об огромной совести, незначительном преступлении и суровом наказании самого себя.
Уважаемый судмедэксперт, патологоанатом доктор Нариман много времени проводит за рулем автомобиля. Однажды поздним вечером он случайно задевает мотоцикл, перевозящий трех человек. Восьмилетний мальчик получил ушиб головы, доктор Нариман делает первичный осмотр, не обнаруживает у ребенка сотрясения или переломов,  поэтому просит не вызывать на место ДТП полицию, чтобы не портить себе репутацию и дает отцу семейства крупную сумму денег на ремонт мотоцикла и покрытие морального ущерба. Однако настивает, чтобы родители отвезли мальчика на более серьезный осмотр в ближайшую больницу, чего они, естественно, не сделали.


А ночью мальчик умер и его привезли в морг к Нариману.


Доктор старается не попадать на глаза родителям ребенка, но просит коллегу тщательно провести вскрытие и определить точную причину смерти.


Этой причиной стал ботулизм - отравление, причиной которого могло стать употребление несвежего мяса.




Родители отрицали перед докторами употребление такого продукта, но сами-то знали, что этим несвежим мясом были цыплята, которых отец дешево купил у сотрудника местной птицефабрики.


Жена требует развода и мужчина отправляется на фабрику мстить продавцу за смерть сына и разрушенную семью.


Продавец все отрицает, потому что торговал дохлятиной незаконно.


Охрана выпроваживает главу семейства с фабрики, но он возвращается, чтобы совершить задуманную месть. А доктор Нариман все сильнее начинает обвинять себя в случившимся....


Я бы сказал, получилось очень родное для отечественного зрителя кино. Наверное, сказывается нынешнее общественное устройство Ирана. У них там что-то вроде мусульманского социализма сейчас.
Фильм вызвал жаркие споры с журналистами, которые не утихли и на следующий день. Хотя, конечно, жизь в нашей стране ушла далеко в другую сторону. О совести лишний раз пытаются не вспоминать, Зае-Яубиламента мучения честного и порядочного Наримана, очевидно, не знакомы.


Израильский фильм "Не забудь меня" представили режиссер Рам Нехари


и исполнитель главной мужской роли Нитай Гвирц


Этот фильм тоже касается медицины, только капиталистической, и героями выступают пациенты.


Слегка больные на голову. А кино про психов и неуравновешенных людей с отклонениями всегда смотреть интересно. Да что там кино, некоторых это так захватывает, что свою жизнь они с удовольствием связывают с психиатрией. Итак, этот веселый, отлично сделанный фильм рассказывает про отношения музыканта-социофоба Нила


и его подружки Том, проходящую лечение от пищевого расстройства, которое связано не столько с работой её желудка, сколько с тараканами в её голове.


Частная клиника, в которой проходит лечение Том, вызывает у девушки ассоциации с тюрьмой


и она пытается вырваться с помощью Нила на свободу.


Увы, побег заканчивается столкновением с действительностью и Нил в очередной раз отправляется в дурку.


Нитай Гвирц рассказал, что исполнительница главной роли Мун Шавит(которую я бы номинировал на лучшую женскую роль, если таковая будет в этом году), испытывала в прошлом такие же проблемы, как и ее героиня.  А портрет Нила списан с друга Нитая. Так что фильм получился о реальных проблемах узкого слоя населения Израиля и других развитых стран.


Меня, однако, заинтересовало другое. Общепринято в мире, что Россия - страна с крайне низкой толерантностью и политкорректностью. Не поучают нас в этой области только ленивый и ИГИЛ.
И вот из фильма я узнаю, что голландцы говорят на смеси немецкого и аутизма, все американки жирные, эмигранты из России мешают нормально жить и лучше бы им вернуться домой, немцы, вообще, нация выродков и ублюдков. Это я привел практически дословные цитаты из картины. Естественно я спросил у режиссера, как обстоят дела с политкорректностью в Израиле. Рам Нехари громко и искренне рассмеялся и ответил в духе: это же речи из уст не совсем психически здоровых героев, а с чокнутых какой спрос....

Я не смог отдать предпочтение одному из этих фильмов. Две достойные, крепко снятые ленты, которые держат зрительское внимание до последних секунд, хотя по духу и далеки бесконечно друг от друга.

фото, звёзды, люди, мысли ни о чём, ЗЕРКАЛО, Иваново, жизнь

Previous post Next post
Up