Прошедший день снова вызвал желание поблагодарить Андрея Плахова за прекрасный подбор конкурсных картин. Свой фильм "Намме" представил грузинский режиссер Заза Халваши.
Заза воспитанник еще советской школы кинематографии и был учеником Тенгиза Абуладзе и Резо Чхеидзе. С 1977 года работал на студии "Грузия-фильм". А там снимались прекрасные, не похожие на основную массу советских картин, фильмы. И как Грузия была, практически, отдельной страной в нашей общей стране, так и грузинское кино было само по себе на общем социалистическом фоне.
По словам Зазы, в современной Грузии выросло целое поколение молодых талантливых режиссеров, снимающих остросоциальное кино на злобу дня. Они не используют поэтический язык, столь характерный для грузинских фильмов времен СССР. Заза же снял, на мой взгляд, самый "тарковский" фильм из увиденных мной за последние годы.
Где-то в горах живет дед Али. Он хранитель целебного источника и бессмертной рыбы, живущей в нем. Он поклоняется духам гор и лечит односельчан водой от всех болезней. Три его сына не верят в чудесные свойства источника и отказываются идти по его стопам
Один избрал путь православного священника, другой стал имамом мечети ( по утверждению режиссера, в Аджарии, где и снимался фильм, подобная ситуация не редкость ), а третий пошел в учителя, не веря ни в Христа, ни в Магомеда, ни в рыбу. Лишь дочь по имени Намме живет со стариком, помогая отцу. Но это не ее выбор, ради отца она вынуждена угнетать свою женскую сущность, не мечтая когда-нибудь выйти замуж.
Но наступают новые времена, рыба заболевает, источник начинает мелеть,
а у девушки появляется возлюбленный
То ли из-за строительства горной электростанции неподалеку, то ли из-за тайных желаний Намме, однажды вода в источнике исчезает навсегда. И девушка, наконец, получает свою долгожданную свободу
и дарит свободу волшебной рыбе.
Что ж, в пересказе фильм, наверное, выглядит не очень. Но меня в конце почти до слез пробрало. Тот случай, когда просто нужно смотреть, а не читать рецензии.
Фильм заявлен как совместное грузинско-литовское производство. Но, как рассказал Заза, от Литвы в нем были только деньги.
Сербский художник и режиссер Лазар Бодрожа представил свой полнометражный дебют "Восход Эдерлези"
Первый научно-фантастический фильм, снятый в Сербии.
Автор вдохновлялся советскими фильмами данного жанра, среди которых, естественно, был и "Солярис" Тарковского.
2148 год. Корпорация "Эдерлези" отправляет к Альфе Центавра космический грузовик с идеями чучхе. Пилот корабля Милютин имеет проблемы в общении с людьми, поэтому в напарники ему выделена последняя модель искусственной женщины, созданной по его тайным желаниям, о которых даже он сам не знает.
Андроида Нимани играет известная порноактриса Stoya. При желании легко найти на специализированных ресурсах множество "фильмов" с ее участием. Лазар Бодрожа смело пошел по стопам Стивена Содерберга, пригласившего когда-то на главную роль знаменитую теперь Сашу Грей. Секса в сербсом фильме много. Пожалуй, больше, чем во всех других фильмах о долгих космических путешествиях вместе взятых.
Милютина обеспечили идеальной женщиной, которая исполняет любые его желания по нажатию кнопки в меню. Но его не устраивают отношения с роботом, пусть и самым совершенным. Он пытается воплотить мечту любого молодого ( а режиссер фильма, конечно, молодой еще человек ) мужчины - самому воспитать женщину. Его эксперименты ставят под угрозу выполнение миссии и приводят к выходу Нимани из подчинения.
В конце-концов им пришлось пожертвовать собой, чтобы понять, как они любят друг друга. Но, судя по последним кадрам, чучхе до Альфы Центавра не долетела.
Фильм получился презабавный, шутка ли, режиссеру удалось поместить "Солярис" Тарковского в интерьеры "Doom III", влить туда немного "Бегущего по лезвию", сдобрить юмором и поставить в центр порноактрису, которая много занимается привычной для себя работой. И все это при очевидно скромном сербском бюджете. И не впасть в пошлость. Затея удалась, смотреть кино было интересно.
В планах у Лазара снять еще, как минимум, две ленты, чтобы в один прекрасный день сербское телевидение показало сразу три его фильма. В 13:00, 15:00 и 20:00. Это будет означать признание у себя на родине.
Не думаю, что "Восход Эдерлези" окажется в призах, но ознакомиться с ним стоило.
Сегодня пойду на просмотр иранской ленты "Ни даты, ни подписи" и израильской "Не забудь меня".