Интерьерные муралы социалистического Ива́нова (ч.1)

Apr 03, 2018 08:57




Настало время продолжить исследование объектов настенного монументального искусства, относящихся к эпохе социализма. Обратимся теперь к внутренним помещениям и начнем с железнодорожного вокзала, ожидающего в самое ближайшее время капитального ремонта. Неизвестно, что сохранится от его убранства после реконструкции, поэтому постараемся запомнить то, что имеем сейчас.


Зал ожидания будет переформатирован в культурно-развлекательный центр. Вероятность сохранения его интерьера считаю довольно низкой. К сожалению, нижняя часть панно не доступна для обозрения. Рассмотрим внимательно верхнюю часть.



В центре произведения каноническая картина: "Отец" Афанасьев в очках и с тростью, Евлампий Дунаев в красной рубахе, Михаил Фрунзе накинул пиджак на плечи, Авенир Ноздрин с древком в руке. Женщину в светлом платье я определил бы как Марию Наговицину-Икрянистову. Слишком уж волевой у нее подбородок для Ольги Варенцовой.
Из проходной типичной для Иваново-Вознесенска фабрики народ выдвигается на берег Талки, где с рабочими ведет беседу Фёдор Самойлов. Молодец в картузе в самом низу, скорее всего, Иван Уткин ("Станко"). Из парка движется процессия к зданию городской Управы, где и было провозглашено о создании Первого в России Совета рабочих депутатов.
В противоположном, верхнем левом, углу видна деревянная Успенская церковь, благополучно пережившая все русские революции и недавно уничтоженная пожаром сразу же после дорогостоящей реставрации. История темная, вызвавшая немало пересудов в обществе.

А вот картина слева вызывает чувство растерянности. Невозможно узнать ни людей, изображенных на ней, ни местности, где происходит событие, показанное художником в реалистичной манере. Автор: Г. Федин, написано полотно в 1927 году.



Зато на картине О. Бетехтина, написанной 60 лет спустя, знакомо все. Открыточный дореволюционный вид на центр города и Михаил Васильевич Фрунзе. Надписи, правда, страдают грамматическими ошибками.



В соседнем зале тоже есть на что посмотреть. Наибольший интерес представляют два мозаичных панно. Несомненно, они будут сохраненны после реконструкции здания






В противоположном конце зала когда-то располагался легендарный ресторан. Напоминанием о нем служат барельефы. Вероятность их сохранения после реконструкции я оцениваю как довольно низкую.









Что ж, начало положено, работы предстоит много. Как всегда, без вашей помощи, дорогие читатели, никуда. Жду комментариев, уточнений, подсказок и адресов.

P.S. хороший пост о нашем вокзале сделал periskop

история, город, художники, интерьеры, мысли ни о чём, Иваново, уличное искусство

Previous post Next post
Up