(no subject)

Feb 18, 2024 13:31

Нашла на, скажем так, просторах интернета текст Ирины Амлинской "12 стульев от Михаила Булгакова", по сути это перечисление "пасхалок", то есть автор сначала почувствовала как близки эти два романа - "12 стульев" и "Золотой телёнок" к творчеству Булгакова, а потом села и с карандашом начала сличать города и маршруты, дорогие Булгакову, постоянных второстепенных героев (да и главных, типаж пройдохи типа Бендера любим Булгаковым и уже встречался в других произведениях типа того же Жоржа Милославского), сравниваются многие похожие ситуации, выражения, общий стиль повествования и всего этого набирается реально много, хотя, конечно, где-то кажется немного притянуто за уши, а где-то попадания в самую точку. Но я вообще как только первый раз прочитала эту версию, я сразу почувствовала, что это правда - и мне уже даже не нужно доказательств, перечитала "Золотого телёнка" уже с этим пониманием - и просто происходит узнавание автора, его ума, лёгкости, юмора, взгляда на жизнь, людей, советскую власть и , как говорится, вот это вот всё.
Написать не только об этом хотела, там, например, в качестве образца творчества приводится такой фрагмент -
Нужно сказать, что в Киеве целая пропасть старушек и пожилых дам, оставшихся ни при чем. Буйные боевые годы разбили семьи, как нигде. Сыновья, мужья, племянники или пропали без вести, или умерли в сыпняке, или оказались в гостеприимной загранице, из которой не знают, как обратно выбраться, или «сокращены по штату». Никаким компомам старушки не нужны, собес не может их накормить, потому что не такое учреждение собес, чтоб в нем были деньги. Старушкам, действительно, невмоготу, и живут они в странном состоянии: им кажется, что все происходящее - сон. Во сне они видят сон другой - желанную, чаемую действительность. В их головах рождаются картины… (очерк "Киев-город" 1923 год)
Меня этот фрагмент прямо заворожил. Во-первых, он очень проникновенный и этих никому не нужных людей, объединённых в какой-то дурацкий коллектив в доме призрения становится очень жаль (в книге комментируется что для Булгакова эта тема была очень важной, он про это периодически писал и встречался в реальной жизни, у Ильфа и Петрова же больше не упоминается нигде, например, и не похоже чтобы их это как-то заботило), во-вторых этот отрывок как-то уж очень перекликается с современностью и в третьих, как раз накануне во вражеском блоге читала негодование по поводу того почему киевляне читают огромное количество глянца, фэнтези (особенное возмущение было по поводу ярких корешков), вместо того чтобы читать современных украинских писателей, пишущие на серьёзные государственные темы. Я прочитала этот булгаковский отрывок и ясно поняла почему киевские тётеньки читают фэнтези как и сто лет назад. И блин, их даже большевики тогда не заставляли читать гос. пропаганду! И у них был Булгаков, который любил Старгород - Киев...
По поводу "вражеского блога" раскрою всё-таки тему, потому что уже просто не могу молчать, цитаты из автопереводчика:
"Это до определённого времени чтение было сугубо личным делом каждого человека (...)Сейчас мы все очень сильно беспокоимся о потенциальных опасностях отношения "какая разница" по тем вопросам которые вдруг утратили сугубо личностное измерение и вообще достоинства и экзистенциальной перспективы для всего нашего общества" (уточню, что "мы" говорит про себя человек, который живёт абсолютно один, с надомной работой и отсутствием полного подобия социальной жизни) (...)Нам стало не всё равно с кем именно общается тот или иной человек (а с кем не общается не всё равно?) ... Мы агрессивно относимся к любым попыткам продолжать навязывать нам имперский дискурс через "культуру" и с негодованием отвергаем даже довольно невинные маркеры русского... Мы присматриваемся к тому кто и как тратит собственные деньги... (мля... в какой антиутопии я это читала? жесть какое узнаваемое построение фраз)" В некотором смысле пропаганда трэша и игнорирование действительно важных культурных продуктов, особенно-особенно всего что касается нынешней войны - это такое же преступление против нашей культуры как "какая разница под какими памятниками назначить свидание"
Господа, вы звери, что тут ещё сказать. Экземпляр, который это пишет, много лет назад был явно и сразу опознан мной как интеллигенция, как выяснилось в 2014 году, украинская. Я других таких не знаю, честно, видимо за сто лет Украине удалось создать её в единичном экземпляре, несмотря на местоимение "мы". Не знала, что интеллигенция может быть такой тупой и жестокой в принципе. Так и видишь как человек строчит донос что влюблённые осмелились встретиться у памятника Пушкину. Это же нарочно такое не придумаешь, персонаж злобного зазеркалья, карикатурно появившийся в реальности отсвет умирающей русской культуры. Зацикленное наказание и преступление, потому что реальной жизни там не позавидуешь и непонятно даже что из чего следует.
Мама всегда удивлялась почему же советская пропаганда была такая тупая и на кого она вообще была рассчитана. В Москве в 70-ых жить было можно, и жить неплохо, общаться с умными интересными людьми, ходить в театры и т.п., только гос. пропаганда стояла колом - а ведь с Хрущёва и дальше до примерно ельцинской Дьяченки и.т.п. власть в СССР была у украинцев - пропаганда была украинская, рассчитанная на украинцев, ну вот паззл и сложился.

Светлая память Михаилу Афанасьевичу Булгакову.
Previous post Next post
Up