2009-06-22 15:31:56 Гран-При Великобритании: хет-трик Феттеля
Перед Гран-При Великобритании лидер чемпионата, Дженсон Баттон, делился с журналистами своими планами. Очень уж хотелось британцу выиграть «домашнюю» гонку перед родными трибунами. Тем более, что база команды Brawn GP находится фактически по соседству с легендарным автодромом Сильверстоун - в Брэкли. Однако в дни Гран-При всё внимание прессы было приковано к другому подданному королевы - Максу Мосли.
Президент FIA затеял нешуточную борьбу с Ассоциацией команд Формулы-1 (FOTA). Мосли, конечно, пошёл было на компромисс - предложил на 2010-й год бюджет в 100 миллионов евро, сохранение термочехлов для шин, подвижных элементов передних антикрыльев и двигателей в спецификации сезона-2009. Но при условии, что в 2011-м команды урежут свои затраты до 45 миллионов. Мосли также подтвердил, что готов отказаться от идеи организации двух классов внутри Формулы-1 в следующем году.
Тем не менее, Макс Мосли в среду подчеркнул, что осталось всего 2 суток на подачу заявки на сезон-2010. Гром грянул в пятницу - FOTA объявила о том, что 8 команд создадут альтернативную серию. FIA отреагировала незамедлительно - подала в суд на FOTA и перенесла срок подачи заявок до окончания судебных процедур. Мосли подлил масла в огонь, заявив, что его уход с поста президента FIA, чего так добивается FOTA, ничего бы не изменил. Поэтому он в октябре собирается вновь выставлять свою кандидатуру на голосование.
Так или иначе, но стороны не смогли договориться. Члены FOTA в один голос заявляют, что идея альтернативного чемпионата - вовсе не блеф и не попытка надавить на FIA. Федерация же обвиняет FOTA в срыве переговоров и нежелании идти на компромиссы. Спорный вопрос будет решаться в среду на заседании Всемирного совета по автоспорту, а в четверг вновь состоится встреча команд, входящих в FOTA. Не исключено, что именно эта неделя станет решающей в противостоянии двух структур.
На фоне политических войн многие подзабыли о спортивной составляющей. А зря - Red Bull привёз на Гран-При Великобритании серьёзно обновлённую RB5. Новое переднее антикрыло, двойной диффузор, изменённая задняя подвеска и капот двигателя повысили эффективность машины. В результате - первые две строчки в протоколах пятничных свободных заездов.
А вот в Brawn GP жаловались, что прохладная погода не лучшим образом подходит для их машин - покрышки не прогреваются до рабочей температуры. Лидер чемпионата сетовал на плохой баланс и невозможность найти правильные настройки. В субботу в очередной раз выстрелил Нико Росберг - он выиграл тренировку, а его партнёр, Казуки Накаджима, оказался вторым. Так что в Williams царило приподнятое настроение.
Накаджима в итоге выиграл даже первый сегмент квалификации, который, помимо этого, запомнился серьёзной аварией Адриана Сутила. Немец на полной скорости (около 300 км/ч) «потерял» свою Force India в повороте Abbey и врезался в отбойник. Сессию остановили за 24 секунды до окончания. К счастью, Адриан не пострадал, хотя машина оказалась разрушена весьма серьёзно, и команда попросила FIA разрешить им использовать новое шасси, чтобы выйти на старт гонки.
Просьбу команды удовлетворили, и в воскресенье Сутил стартовал с пит-лейн. Ещё одним сюрпризом квалификации стал Фелипе Масса. Бразилец в итоге оказался за бортом первой десятки. А «поул» завоевал Себастьян Феттель - для него он стал четвёртым в карьере. На второе место вырвался Рубенс Баррикелло, а вот партнёру Феттеля, Марку Уэбберу, на финальной попытке помешал Кими Райкконен, и австралиец остался лишь третьим. Что касается Накаджимы, то его пятое место стало лучшим результатом за все выступления в Формуле-1. Баттон же оказался только шестым.
Старт никаких изменений в первую тройку не внёс, а вот обе Ferrari, благодаря системе KERS, алыми стрелами прошили пелетон. Райкконен вырвался разом на пятое место, а Масса смог опередить даже Баттона! Правда, Дженсон на втором круге вернул себе позицию, но пилотам Скудерии старт определённо удался.
А дальше всё пошло по привычному сценарию - лидер уверенно отрывался, а преследователи застряли за Рубенсом Баррикелло. Только лидировал на этот раз не Баттон, а Феттель. Первый пит-стоп гонки совершил Казуки Накаджима, подтвердив предположения о квалификации на лёгкой машине. В результате неудачная тактика испортила японцу всю гонку - в начале он шёл на великолепном четвёртом месте, а на финише не попал и в первую десятку.
Преимущество Феттеля было настолько подавляющим, что даже на самой тяжёлой машине в финальном сегменте он выиграл поул, а в гонке поехал на дозаправку, пересидев на трассе всех лидеров. Вернулся из боксов он лидером. Марк Уэббер за счёт грамотной стратегии обошёл Рубенса Баррикелло, а наиболее прозорливым оказался гоночный инженер Фелипе Массы - бразилец после первой волны оказался на 5-й позиции!
А после того, как Феттель показал ещё и быстрейший круг гонки, тут же поползли разговоры о «Большом шлеме» - это достижение пилот получает за победу, поул-позицию, лучший круг и лидирование от старта до финиша. И Себастьян стал бы первым немцем после Михаэля Шумахера, завоевавшим «Большой шлем». Но Марк Уэббер во время второго «окна» дозаправок буквально на пару кругов вышел вперёд.
В итоге - только лишь хет-трик, что, впрочем, тоже Феттеля обрадовало. Ведь главное - это победа. Марк Уэббер дополнил успех Red Bull дублем - австрийская команда больно укусила Brawn GP перед домашней публикой. Едва ли третье место Рубенса Баррикелло утешило Росса Брауна, но хотя бы спасло от чрезмерной потери очков.
А вот за четвёртое место ближе к финишу началась борьба. Масса и Росберг (Фелипе опередил его после второго пит-стопа) выехали на трассу на жёстких покрышках, а идущий шестым Баттон - на мягких. В результате Дженсон отыгрывал от пары Ferrari-Williams порой по полторы секунды на круге! Но реального «рубилова» не произошло - бразильцу и немцу удалось поднять темп и своих позиций они не уступили.
Любопытно, что самые интересные сражения были в хвосте пелетона. Чего только стоила дуэль Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона. Два чемпиона мира менялись позициями, ошибались, теряли места, снова отыгрывались и атаковали друг друга буквально в каждом повороте. А вот для Хейкки Ковалайнена всё закончилось быстро - слишком уж рьяно финн пытался обороняться от Себастьяна Бурдэ и в итоге дело привело к столкновению и обоюдному сходу.
Победа Феттеля сократила его отставание от Баттона до 25 очков. Вроде бы немало, но до конца сезона остаётся ещё девять Гран-При. Следующий этап пройдёт на немецком Нюрбургринге и наверняка Феттелю захочется покрасоваться перед местными болельщиками. Вот только не случилось бы, как у Баттона, иначе об интриге в чемпионате можно будет забыть. А трёхнедельную паузу разнообразят новые сводки с боевых действий между FIA и FOTA.
Результаты Гран-При Великобритании-2009
Место
Гонщик
Команда
Время
1
C.Феттель
Red Bull-Renault
1:22'49"328
2
М.Уэббер
Red Bull-Renault
+ 15"188
3
Р.Баррикелло
Brawn GP-Mercedes
+ 41"175
4
Ф.Масса
Ferrari
+ 45"043
5
Н.Росберг
Williams-Toyota
+ 45"915
6
Д.Баттон
Brawn GP-Mercedes
+ 46"285
7
Я.Трулли
Toyota
+ 1'08"307
8
К.Райкконен
Ferrari
+ 1'09"622
9
Т.Глок
Toyota
+ 1'09"823
10
Д.Физикелла
Force India-Mercedes
+ 1'11"522
11
К.Накаджима
Williams-Toyota
+ 1'14"023
12
Н.Пике
Renault
+ 1 круг
13
Р.Кубица
BMW Sauber
+ 1 круг
14
Ф.Алонсо
Renault
+ 1 круг
15
Н.Хайдфельд
BMW Sauber
+ 1 круг
16
Л.Хэмилтон
McLaren
+ 1 круг
17
А.Сутил
Force India-Mercedes
+ 1 круг
18
С.Буэми
Toro Rosso-Ferrari
+ 1 круг Лучший круг: C.Феттель - 1:20.735
Положение в чемпионате: Личный зачет
Место
Гонщик
Команда
Очки
1
Д.Баттон Brawn GP
64
2
Р.Баррикелло Brawn GP
41
3
С.Феттель
Red Bull-Renault
39
4
М.Уэббер
Red Bull-Renault
35,5
5
Я.Трулли
Toyota
21,5
6
Ф.Масса
Ferrari
16
7
Н.Росберг
Williams-Toyota
15,5
8
Т.Глок
Toyota
13
9
Ф.Алонсо
Renault
11
10
К.Райкконен
Ferrari
10
11
Л.Хэмилтон
McLaren-Mercedes
9
12
Н.Хайдфельд
BMW Sauber
6
13
Х.Ковалайнен
McLaren-Mercedes
4
14
С.Буэми Toro Rosso-Ferrari
3
15
С.Бурдэ Toro Rosso-Ferrari
2
Положение в чемпионате: Кубок Конструкторов
Место
Команда
Двигатель
Очки
1 Brawn GP
Mercedes
105
2 Red Bull
Renault
74,5
3
Toyota
Toyota
34,5
4
Ferrari
Ferrari
26
5
Williams-Toyota
Toyota
15,5
6
McLaren-Mercedes
Mercedes
13
7
Renault
Renault
11
8
BMW Sauber
BMW
6
9 Toro Rosso-Ferrari
Ferrari
5
http://auto.mail.ru/article.html?id=28989 2009-06-22 10:09:16 Знакомимся с повадками Skoda Yeti.
Skoda ползёт в грязь. Сначала ползла полноприводными Октавиями, позже ориентированными на лёгкое бездорожье Скаутами… Потом - в меру лифтованными
Румстером и
Фабией в антигравийных бронепластиковых обвесах. Skoda вслед за остальными ползёт в грязь, углубляется в лес и лезет в горы... Хоть и медленно, но планомерно. Теперь в модельном ряду появился более серьёзный «инструмент» для покорения умеренного бездорожья - компакт-кроссовер Yeti.
Йети или снежный человек - легендарное человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли.
Первый шкодовский «кросс» обладает 180-миллиметровым клиренсом, солидным передним свесом и непостоянным полным приводом… Yeti построен на комбинированной фольксвагеновской платформе. По сути и содержанию - это тот же
Volkswagen Tiguan, только с чешским акцентом. Шасси с длинноходной подвеской, позаимствованной у Passat B6, то же, силовая структура с гольфовскими несущими элементами идентична. Полноприводная трансмиссия (есть и переднеприводные варианты) с подключающей задний мост многодисковой муфтой Haldex IV абсолютно такая же, как тигуановский 4Motion.
Тигуана в Yeti узнать проще простого - взгляните на кузовные панели, проёмы дверей, форму колёсных арок, и всё поймёте…
Но «акцент»…
С толку он сбить может кого угодно. Смелая игра дизайнеров со стойками и оптикой, более высокая крыша, некрашеные бамперы, иные пороги… Было бы странно, если внешность Yeti не перекликалась с остальными представителями шкодовского модельного ряда. В облике «кросса» и Roomster можно найти, и Фабию, и даже
Superb… Но интересно другое. Чехам удалось создать удивительно парадоксальный дизайн: Yeti одновременно и спокоен, и экспрессивен, и молодёжен, и консервативен (хотя Тигуан, всё-таки, более консервативный). Кроссовер свеж и традиционен разом...
По неподтверждённым свидетельствам йети обладает плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, короткой шеей и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами. Имеют волосяной покров по всему телу - чёрного, рыжего или серого цвета. Хорошо лазают по деревьям. Утверждается, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев.
Главные отличия по технической части между Йети и Тигуаном в разносортице силовых агрегатов и трасмиссий. На Tiguan в общей сложности устанавливается пять моторов - 1.4 TSI 150 л.с., два 2.0 TSI мощностью 170 л.с. и 200 л.с., и пара турбодизельных двухлитровых TDI мощностью 140 и 170 «лошадей» (к нам поставляются только первые два). Йети тоже довольствуется пятью моторами, но другими - 1,2-литровым TSI (105 л.с.), 1,8 TSI, развивающим 160 «лошадок», и тремя дизелями TDI мощностью 110, 140 и 170 сил.
Мне из этого ассорти удалось попробовать три. Наиболее забавным среди остальных показался новый 1,2-литровый 105-сильный агрегат, который дебютировал на новом
Volkswagen Polo. Сногсшибательной динамики от «малыша» (он устанавливается только на переднеприводные версии Yeti) ждать не приходилось, но за трудоспособность ему мы поставили пять. Гляньте на кривую крутящего момента - совершенно недетский максимум в 175 ньютон-метров достигается в диапазоне 1500-3600 об/мин. Комбинированный наддув (на низких и средних оборотах «дует» механический нагнетатель Roots, на повышенных, примерно с 3500 об/мин, - турбина) творит чудеса. Так что от двигателя, который работал в дуэте с расторопной семиступенчатой преселективной DSG (есть вариант с шестиступенчатой механикой), удалось добиться весьма приемлемой динамики. Но это только на равнине, в горах, где проходила большая часть тест-драйва, крошечной «четвёрке» приходилось тяжко. Интересно, а как степень форсировки скажется на ресурсе маленького агрегата? Время покажет?
Концепт Yeti Skoda представила в 2005 году. Четыре года понадобилось немецким и чешским разработчикам для того, чтобы довести кроссовер до ума и поставить его на конвейер.
Предсерийный экземпляр чехи представили на
Женевском автосалоне в марте этого года
Остальные два мотора тоже оказались хороши, но по-своему. Хотите драйверской езды - выбирайте 160-сильный бензиновый 1.8, не прогадаете. Его прыть мы оценили ещё, когда брали на тест
дорестайлинговую Октавию. Несмотря на то, что мотор этот обладает одной турбиной, напористость его характера чувствуется уже, когда тахометр показывает отметку 2000, турбоямы даже в помине нет (спасибо безынерционной крыльчатке компрессора). Дозировать ускорение легко и приятно, мотор чрезвычайно отзывчив на нажатие педали газа (диапазон максимального крутящего момента в 250 ньютон-метров лежит в пределах 1500-3500 об/мин). В общем, ускорениями вы обделены не будете, заветной сотни полуторатонный Yeti с этим мотором достигает за какие-то 8,4 секунды (всего на 0,6 медленнее, чем европейская Октавия), максималка на уровне 200 км/ч.
Со 140-сильным дизелем Yeti «летает» куда медленнее и «ниже». Заглохнуть при трогании с ним - пара пустяков, зато аппетиты у этого мотора гораздо скромнее. Паспортные 6,1 литра на «сотню» среднего расхода вполне закономерно обернулись 12,3 литрами при тестовом отжиге на серпантине словенских Альп. Бензиновый 1.8 пил заметно больше - в нашем горно-нещадном режиме мотор потреблял добрые 15 литров (по паспорту смешанный расход - восемь литров).
Подвеска по-фольксвагеновски жестковата - на просёлке трясёт изрядно. Лицевая сторона медали - устойчивость на скоростных прямых и адекватное поведение в дугах. В крутых поворотах машина почти не кренится - респект инженерам! ESP, как на Тигуане, отключается вместе с противобуксовочной системой. Пошалить в боковых скольжениях можно, но только на скоростях до 50 км/ч, после этого рубежа система стабилизации (чем выше скорость, тем она строже) уже готова вступить в действие. И правильно. Если Йети разбушуется, поймать его будет сложно - охотно уходит в занос. Тоже самое при переставке во время торможения.
Рулевой механизм для донора Yeti разработан «с нуля». Производительности электроусилителя с избытком, даже во время экстремальной рулёжки он не «запирается». Это благодаря тому, что электродвигатель рейку перемещает не через шестерню, как в большинстве случаев, а через отдельно выполненный шариковый винт. Такая конструкция сложнее и дороже в производстве, но зато она способна обеспечить бОльшую производительность и лучшую «прозрачность» рулевого привода.
180 миллиметров под килем это немного. Но для тех, кто на бездорожье (если оно, конечно, умеренное) «сваливается» эпизодически - в самый раз. Хотя даже для «эпизодов» больше подойдёт модификация с «внедорожным» бампером (по аналогии с Тигуаном), которая увеличивает угол въёзда на 10 градусов по сравнению со стандартным.
Полный привод на бездорожье себя ведёт молодцом. Подключается задняя ось практически не мешкая (подключающая муфта почти всегда создаёт десятипроцентный преднатяг), а диагональные вывешивания (в том случае если на пути нет серьёзных препятствий качению) для Yeti не помеха -
Haldex чётвёртого поколения и противобуксовочная система, имитирующая блокировки дифференциалов, вытянут.
Новичкам Yeti передвижение по бездорожью способен заметно упростить. Кроссовер унаследовал от Тигуана новую систему помощи спуска с горы. Чтобы её активировать, нужно нажать кнопку ОFF ROAD, остановиться на спуске и включить нейтралку. Дальше вам нужно будет только рулить и регулировать скорость движения. Нажал на газ - поехал быстрее, нажал на тормоз - медленнее. Заданную скорость спуска поддерживает ABS (настраивается на эффективное торможение на скользком/рыхлом покрытии), выборочно подтормаживая нужные колёса и старательно заправляя автомобиль на выбранную траекторию. Пригодится система как на раскисшем после дождя склоне, так и на обледеневшей спирали многоэтажного паркинга.
Так. А что внутри? Посадка один в один как на Tiguan и Golf Plus - в общем, на порядок более вертикально, нежели в обычном Гольфе или Октавии. Не поэтому ли, руль перекрывает верхние сегменты приборов, перекочевавших сюда с некоторыми изменениями с Суперба?!
По трансформациям салон определённо лучший среди одноклассников. VarioFlex позволяет видоизменять внутреннее пространство как вам заблагорассудится. Задний диван «разрезан» на три отдельных сиденья, все они независимо друг от друга двигаются взад-вперёд и имеют регулировки наклона спинок.
В базовом оснащении у Yeti по «периметру» будет шесть подушек безопасности. Пару боковых надувных подушек (как на Тигуане), предназначенных для задних пассажиров, сделают доступными на заказ
С такими сиденьями найти компромисс между разместившимися пассажирами и перевозимым грузом очень легко. Если все сиденья подвинуть вперёд и поставить спинки максимально вертикально - объём багажника (по оконную линию) увеличится с 405 до 510 литров. Если нужно перевезти что-то длинномерное, но не слишком габаритное, можно просто напросто «положить» спинки на подушки - грузовой отсек увеличится до 1580 литров.
Также позволяется откинуть и зафиксировать каждое из сложенных кресел вертикально (они будут стоять вплотную к передним сиденьям). В случае, когда нужен максимальный объём, задний ряд вообще можно демонтировать. Благо операция по снятию/установке несложная (нужно лишь поднять пару рычажков с красными флажками), а масса самих сидений небольшая. Тогда объём багажника увеличится до 1760 литров!
Если бы я оценивал Tiguan и Yeti с точки зрения покупателя, я наверняка склонился бы в сторону второго. С чисто практической стороны шкодовский кроссовер предпочтительнее. Ну, посмотрите сами. В аналогичном исполнении с Тигуаном он будет дешевле (хотя цены пока не определены). Опять же, чех хвастает более объёмным салоном, крыша у него выше - над головами места больше. Да салон оформлен попроще, ну и что?
Производство Йети на чешском заводе Skoda Auto в Квасинах стартовало 12 мая. Европейские дилеры машину начнут продавать с недели на неделю. У нас же кроссовер появится в конце года, цены определятся ближе к делу. Надо полагать, задержка связана с наладкой сборочного производства в Калуге (Тигуаны там собирают уже с прошлого года). Нелёгко придётся Yeti, ведь на рынке конкурентов - пруд пруди. Toyota RAV4 (от 999 000 рублей), Ford Kuga (от 1 320 000 рублей), Renault Koleos (от 905 000 рублей) и многие многие другие… Volkswagen Tiguan им более чем конкурент - самое простое исполнение Trend&Fun со 150-сильным мотором 1.4 TSI и шестиступенчатой механической коробкой сейчас стоит 972 736 рублей. Думается более бюджетный Yeti в России обретёт неплохую популярность. Интересно, а когда Шкода разживётся полноценным внедорожником, вроде Touareg?
Текст: Виталий Кабышев
Фото автора
Технические характеристики Skoda Yeti
http://auto.mail.ru/article.html?id=28982