Семья Халила Аитова в 1834 году

Mar 04, 2014 17:39

Из книги Амира Ахметова "Аграрно-крестьянские отношения ..." :

После победоносного завершения Отечественной войны 1812 года 30 августа 1814 года Александр I подписал Манифест “О учреждении крестов, для Духовенства, а для воинства, дворянства и купечества медалей и о разных льготах и милостях”. В нем государь возвещал о даровании дворянству новых званий, наград, чинов, духовенству и купечеству - новых льгот. О крестьянах, чьим трудом подкреплялось могущество российской державы, было сказано: “Крестьяне, из среди коих исходит воин на защиту Отечества,... верный наш народ - да получит мзду свою от бога”.
Выше было отмечено, что личная жизнь крестьян была строго регламентирована. Им не позволялось самостоятельно обзавестись своим хозяйством, отделяясь от родителей, что приводило к чрезмерному увеличению членов семей и, в особенности, в татарских семьях, в которых разрешалось многоженство. В качестве примера возьмем удельное селение Татарский Калмаюр (Поповка) Уразгильдинской лашманской волости Ставропольского уезда.
Селение возникло в 1808 г. на землях, полученных фейверкером (унтер-офицером от артиллерии - прим. А. А.), Юзеем Сеитовым. Он и его ближайшие родственники числом 26 душ муж. пола переселились из мест прежнего проживания из-за недостатка пашни. По VIII ревизии, которая прошла в селении 17 апреля 1834 г., насчитывалось 12 семей109.
В семье Халила Аитова, 74-летнего старика, вместе с его второй женой Шейхан (40 л.) проживали следующие члены: сын Сагит от первой жены (48 л.), который имел трех жен - Гульбихан (48 л.), Сахизямал (48 л.), Кафия (23 л.). Сагит имел трех дочерей (21, 18, 17 лет). От трех жен Сагита родились сыновья: Сулейман (17 л.), Биктимир (14 л.), Мустафа (10 л.), Абубакир (1 год).
От первой жены Халил Аитов имел второго сына Сабита, умершего в 1833 году в возрасте 32 лет, у него остались жена: Гульбазар (38 л.), две дочери - Сейда (7 л.), Гульзамал (3 г.), сын Саитдин (14 л.).
От второй жены Халила Аитова родился третий сын - Халит (41 г.). Он имел троих жен: первая - (39 л.), Заида (29 л.), Фархизя (20 л.). От трех жен Халит имел троих дочерей: Хабибя (19 л.), Хамида (5 л.), Шамшебаню (2 года). Халит имел от первой жены шесть сыновей в возрасте от 16 до 5 лет, от второй жены были 4-х и 5-летний сыновья.
Халил Аитов имел четвертого сына Габита, умершего в 1828 году в возрасте 25 лет. Габит был женат и у него остался сын Галиакбар (8 л.) и три дочери Зулейха (13 л.), Хубзамал (11 л.), Минзамал (5 л.). Таким образом, в семье Халила Аитова одновременно проживали 34 человека, причем с ним жили два взрослых сына со своими семьями в возрасте 48 и 41 года.

В семье Башира Максютова проживали одновременно 32 человека в том числе 16 мужчин.

Всего в селении насчитывалось 12 дворов или семей, из них 6 - имели до 10 человек, 4 семьи от 14 до 20, две семьи более 30 человек110.

Подобные семьи обитали в маленьких домишках размером 3 на 4 метра или 5 на 6, с печами, топящимися “по-черному”, с двумя-тремя окнами, затянутыми бычьим пузырем или промасленным самотканым холстом, в условиях сплошной антисанитарии, порождающих всевозможные кишечные и заразные болезни. Наиболее распространенными являлись туберкулез и трахома. Бациллы их находили благоприятную среду обитания в человеческом теле вплоть до середины до XX века.

После победоносного завершения Отечественной войны 1812 года появились первые признаки нового недовольства крестьянских масс. 25 января 1816 г. крестьяне деревни Демидовки Сызранского уезда Симбирской губернии, введенные во владение надворного советника Дмитриева, числом 136 душ мужского пола, отказались отбывать барщину.
Крестьяне села 29 апреля 1818 г. толпой, числом более 100 человек, Ставропольской помещицы Наумовой, явились к Симбирскому губернатору с жалобою на нестерпимые жестокости управляющего помещицею в селении их поставленного. Они представили двух человек в цепях заклепанных с тяжелыми деревянными стульями, и из коих одному была надета на шею железная клеть в 18 фунтов. Толпа сия с упомянутыми орудиями жестокости проходила в пути через многие селения и, придя в город, остановилась против губернаторского дома при большом стечении зрителей.
Крестьяне селений Вознесенское и Кременки Ставропольского уезда, общее число тягловых крестьян 3807 человек достались Наумовой по купчей от графини Орловой. Приказчику Ивану Семенову, которому слепо повиновались десятники. Те двое были наказаны десятником за непослушание на полевых работах.
12 человек из этих деревень, негодуя от частых угроз и побоев, согласились было вовсе бежать из селения, лучше идти в солдаты, нежели жить в такой муке, утверждали они.
Так крестьянин Степан Савельев за выпаханную мелко был избит плетью и пинками так сильно, что лежал болен несколько недель. Крестьянина Ивана Толпегина приказчик ударил в лицо так сильно, что повалил его на землю, потом драл за волосы, от чего с того времени он чахнет.
Беременную крестьянку Авдотью Яковлеву десятник наказал палкой и она, спустя неделю, выкинула мертвого младенца.
На допросе, учиненном губернатором приказчика, последний показал, что он действительно наказывал розгами и прутьями нерадивых и дурного поведения крестьян, сажал их в железы, заковывал в цепи, держал под караулом и надевал железную шапку, но сие все делал с приказания самого помещика .
20 апреля 1836 года произошли волнения крестьян-лашман, которые отказывались от введения общественной запашки в Буинском, Карсунском , Симбирском уездах. 18 апреля крестьяне Безднинского лашманского приказа делали не только ослушание и дерзость против начальства, но даже производили бунт и не хотели быть под заведованием Симбирского удела, намеревались учинить - голове приказа Сайдушу Мягдееву побойство, таща из приказа на улицу... грозили даже лишить его жизни по отъезде помещика, управляющего Симбирской удельной конторой Татаринова.
17 апреля 1837 г. произошли волнения удельных крестьян Сенгилеевского и Сызранского уездов .
Всего за период с 1826 - 1849 гг. по стране было зарегистрировано 1059 крестьянских выступлений, совершено 207 убийств или попыток покушений, избиений. Из 1059 выступлений 53 - было зарегистрировано в Симбирской губернии.

109 ГАСО, ф. 150, оп.1. Д.34. л. 65.
110 ГАСО, ф. 150, оп.1. Д.34. л. 66-75.

А.А. Ахметов. Аграрно-крестьянские отношения и социально-политическое развитие Симбирско-Ульяновского Заволжья в XVII-XX веках.
УЛЬЯНОВСК. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕНЕЦ». 2004

Папау авылы, Юсей Сеитов, тарихтан, Максютов, Аитовлар

Previous post Next post
Up