Из книги Амира Ахметова "Аграрно-крестьянские отношения ..." :
§2. Этнический состав населения, системы земледелия, орудия труда и эффективность крестьянского хозяйства в XVIII-XIX веках
С учреждением Симбирского наместничества и преобразованием его в 1796 году в одноименную губернию начинается третий период освоения заволжских земель. Новое административно-территориальное образование занимало обширную территорию около 8 млн. десятин (64000 кв. км.), превосходя площади Нижегородской и Пензенской губерний в два раза, а Казанскую в 1,5 раза.
В Симбирском наместничестве проживало 760773 человека, из которых 76 % составляли русские, 186629 или 24% приходилось на долю нерусского населения.
Симбирское Заволжье занимало примерно пятую часть территории, на которой проживало 118198 человек или около 16%, из них 36 % составляло нерусское население33.
Среди нерусского населения преобладало мордовское - численностью 13965 человек, чувашское - 8509, калмыцкое - 3155, татарское - 173534.
Заволжские татары являлись потомками булгар, поселившихся в этих местах еще в 1222-1230 годах. Княжеские роды давно перевелись и забылись, в памяти остались лишь имена князя Ишеева и Аклычева. Однако названия некоторых селений указывают на их древний род.
Далее, Т. Масленицкий пишет, что татары до бесконечности любопытны, хитры, льстивы, святостью обрядов и закона надменны и горды. Склонны более к великолепию, роскоши и любовным прохладам. И тот из них почитается весьма богатым и за свои дела любовные от Магомета отлично почтенным, который в глубокой старости своих лет имеет у себя жен до четырех, до пяти и до семи.
Они столь любопытны, что не только не пропустят ни одного проезжающего, дабы об нем не изведать, кто он таков и для какого дела едет.
Татары мало склонны к земледельческим трудам, более упражняются в разных торгах, подрядах и в скотоводстве.
Татары в домах своих противу мордвы, чуваш и черемис отменную чистоту и опрятность имеют. И случается, что в один день для приезжающих... лучшее платье раз до 8-10 сверх обыкновенной меняют.
Дворы у татар одинаковые и по самой величине. Они все деревянные, окна малые, составленные из стекол или слюды, у бедных обтянуты шкурами или окунутые в постное масло тряпицами.
Симбирские и вообще магометанские татары обходятся меж собой, так и с чужими весьма вежливо, из учтивости никогда головы не обнажают...
Татарскую музыку составляют скрипки, деревянные гусли, гудки, балалайки. Струны делали из кишечника. Количество их доходило до восемнадцати. Песни по большей части без рифмы, но весьма высокоосмысленны и преисполнены страстными выражениями. Голос их песен на военную стать35.
Поселения свои татары застраивали по восточному обычаю: дома не выходили на улицу, прятались во дворах, за заборами. Там же строились по нескольку амбаров, с классическими, деревянными, весьма прочными и хитрыми замками. Большинство деревень похожи были на случайно разбросанный табор кочующих народов36.
Чуваши неохотно селились вместе с другими народами. Соблюдая свои языческие традиции, они старались обустраиваться подальше от больших трактов и открытых пространств. Поселения чувашей имели разбросанный вид, отдельные группы домов по - чувашски назывались “сирма”. Это объясняется тем, что место для заселения выбирал глава семьи, затем вокруг дома застраивали свои жилища его дети. Они отличались редкостным миролюбием. Уголовные преступления среди них встречались крайне редко. Самой страшной местью обидчику являлось самоубийство на его дворе: если повеситься на его дворе, то обидчику предполагалось не миновать беды. Чуваши считались неунывающими, жизнерадостными людьми. Привязанность к “чилиму” - трубке с коротким чубуком являлось национальной чертой. Курили практически все: взрослые и дети, мужчины и женщины37.
Чуваши по обычаям - недоверчивы, суеверны, любовью к охоте и звериной ловле. Черты лица у них показывают великое смешение с татарской кровью. Между ними не видно светлорусых и рыжих, но все так, как татары, черноволосые. Женский пол по большей части лицом нарочито пригож, и гораздо опрятнее мордовского женского пола. То же самое можно сказать и о жилищах, которые с татарскими много сходствуют. Деревни их обыкновенно состоят из рассеянных домов, с малыми клетями без огороженных дворов, и построены на высоких местах. По старинному обыкновению сделаны двери на восток с навесом, и с сеньми, в коих летом спят. В их избах так, как и в татарских, лавки широкие, печь складена у дверей по правую руку: и хотя не все, однако, есть с трубами. (Значит, в многих домах еще не было печей с трубами, и в основном топились по черному, как некоторые бани в деревнях в настоящее время - прим. А. А.).
Чуваши так же, как и татары, имеют хорошие перины, и только самые скудные спят на тюфяках, которые они делают из травы ситника.
Некрещеные чуваши празднуют так, как магометане, каждую пятницу в неделе, напротив того наше воскресенье совсем не чтут. Они испытывают отвращение от свинины, которые ныне многие оставили, перешло к ним от татар, но из веры их ничего они не приняли.
Во время пиршеств пьют мед и брагу, так как имеют множество ульев, но никогда не употребляют заквашенного молока, которое татары чрезмерно любят. Пляска их так же, как и мордовская, несколько уподобляется татарской, и состоит из различных движений рук и тела, пляшут крутом в небольшом кругу, почти не отделяя одной ноги от другой. При сем обыкновенно играют на волынке, либо на гудке (кобес), или на гуслях о 16 и 18 струнах.
Сей народ принял в свой язык много слов от татар, так и
женская одежда во многих вещах сходствует с татарскою. Одеяние у них так же, как у мордвинок, из толстого холста, вышито синею, красною и черною шерстью и сделано отменно. Они украшают себя большими пряжками и нагрудниками, да и висящими от пояса пестро вышитыми лоскутами с бахромой, что у них сар называется.
Покойников своих кладут в худые гробы во всем одеянии. Сказывают, что еще и ныне кладут они мужчинам в гроб всякую мелочь, а наипаче лапти, кочедык, ножик, несколько лыка и огниво. Общее кладбище отдалено от деревни и больших дорог, называется у них мазар. Трижды они отправляют поминки. В последний день не только приносят у могилы жертву, но и в головах у покойного ставят деревянные столбы. Выкопав яму, в которую должны столбы поставить, бросают по куску мяса, вливают несколько браги, потом Жертву едят, пьют и веселятся38.
Местным коренным народом считалась мордва. Они именовали себя “мори” и “мокша”. Язык мордовский и чувашский весьма помешан с татарским. Мордва, именовавшая себя мори, или русские называли их меря, жили в древности по течению и у устья Оки, те, кто жил по берегам реки Мокши, именовались “мокшане” или “мокша”. Начало свое этот народ берет от финнов, грамоты и букв не имеют. Другие называют себя “эрдзя” и живут по разным местам Симбирского наместничества. По внешнему виду они более походят на россиян, нежели на чуваш и татар.
В домашнем быту, в питании и в занятиях, в частности, в скотоводстве похожи на русских. Они трудолюбивы, склонны к хлебопашеству, ремеслам, рукоделию и предпочитают жить не в городах, а в деревнях, селятся вблизи лесов, но к звериному промыслу не столь склонны39.
Мордва сильно склонна к обрусению. Уже к середине XIX века некоторые почти утратили родной язык. Отошла от прежнего обычая строиться мелкими околодками и ее поселения вполне походили на русские, отказавшись от старого, татарского типа построек в пользу русского избяного зодчества. Лишь обыденная одежда иногда выдавала мордвина, его лапти были удобнее и прочнее русских, а онучи всегда носили белые40.
33 Клеянкин А. В. Хозяйство помещичьих и удельных крестьян Симбирской губернии в первой половине XIX века. Саранск. Морд. кн. изд., 1974 - С 21 -22.
34 ГАУО Подсчитано нами См. Масленицкий Т. “Топографическое описание Симбирского наместничества”. 1785,- С 285; С 383; С. 389.
35 ГАУО. См. Масленицкий Т. “Топографическое описание Симбирского наместничества.1785. - С.116
36 История Самарского Поволжья. С древнейших времен до наших дней. XIV - первая половина XIX века. Ред. кол. П. С. Кабытов и др. М., “Наука", 2000. - С.246.
37 История Самарского Поволжья. С древнейших времен до наших дней. XIV - первая половина XIX века. Ред. кол. П. С. Кабытов и др. М., “Наука", 2000. - С.220.
38 Паллас П. С Путешествие по разным провинциям Российской империи 1809.Часть I. Спб .-С. 133; С. 137, С. 144.
39 ГАУО. Масленицкий Т. “Топографическое описание Симбирского наместничества”. 1785. - С. 365; С. 370.
40 История Самарского Поволжья. С древнейших времен до наших дней. XIV - первая половина XIX века. Ред. кол. П. С. Кабытов и др. М., “Наука”, 2000. - С. 278.
А.А. Ахметов. Аграрно-крестьянские отношения и социально-политическое развитие Симбирско-Ульяновского Заволжья в XVII-XX веках.
УЛЬЯНОВСК. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕНЕЦ». 2004