Древнее кладбище около Татарского Калмаюра

Sep 18, 2011 18:34

Люди слепы, глухи, глупы и самоуверенны. Кажется, что жизнь дана нам для того, чтобы мы хоть чуточку прозрели, обрели способность отличать голос собственного “Я” от истины. От рождения до смерти человек только тем и занимается, что учится понимать сущность бытия.

Я встал, как вкопанный


Этот фразеологизм от постоянного его употребления всуе потерял свою экспрессию. В моём сознании эти слова обрели истинное значение 1 августа 2008 года в окрестностях села Татарский Калмаюр Чердаклинского района.

Мы ехали на кладбище. Был жаркий день. Берёзовые рощи вдоль дорог скрывали географические особенности местности. Глаза видели среднерусскую равнину. Метёлки ковыля, там и тут проглядывающие проседью в яркой зелени, видом своим говорили: здесь начинается степь!

Ещё красноречивее о нашем пребывании на  Востоке свидетельствовали могильные камни. Я встал, как вкопанный, увидав на расстоянии протянутой руки эту землю, помолодевшую сразу  на 700 лет.

Мы находились на территории древнего булгарского  кладбища XIV века. Всего  пять могильных камней на его территории. Но странное ощущение испытываешь здесь. У ветра другой голос, у трав  медовый запах будто смешан с пылью, поднятой копытами сотен тысяч коней. Арабская вязь на камнях гасит ощущение реальности. Эти могильные камни - история, восставшая из праха.

Караван-сарай

Некогда по этой местности проходил торговый путь от Волги до Черемшана и дальше на восток. По степи протекала полноводная река. Недавно после любительских раскопок краеведы обнаружили на месте той реки остатки гарпунов, сетей, рыболовных  крючков. А ещё раньше в окрестностях Калмаюра  был найден остов торгового судна.

Название села Калмаюр в переводе с тюркского обозначает “дом”, “жилище”. Видимо, село выполняло функции гостиного двора для торговцев и путешественников. Именно они  доставили эти надгробные камни на территорию караван-сарая по заказу именитых поселенцев.

Место считается священным для мусульман. в своё время  посещение его приравнивалось к малому хаджу.  Именно это обстоятельство позволило сохранить старое кладбище от варваров всех времён и народов.  Село Калмаюр образовалось в 1697 году. Люди, которые вновь  осели на берегах речки Калмаюрки, “сразу заметили это захоронение” и с тех пор до наших дней они  заботятся об этом месте.

Среди преданий о кладбище наиболее распространённое утверждает, что под этими камнями покоится прах атлантов - людей-гитантов пятиметрового роста. А если без преувеличений, то кладбище считается местом, где захоронены хорошие люди.

О чём рассказывают камни

К сожалению, в школьном музее села Калмаюр мне не удалось узнать тайну надписей, запечатлённых на камне. Обратился к директору Болгарского государственного  историко-архитектурного заповедника Джамилю Мухаметшину. Он утверждает, что надписи - это священные эпитафии.

То, что булгарское кладбище в Калмаюре сохранилось, - это чудо, ведь по мусульманскому обычаю за могилами и кладбищами не полагалось ухаживать. Суфийская философия поучала жить просто: не копить богатства, готовиться  к жизни в мире ином. А там - для правоверного - рай с райскими кущами.

Благодаря этому чуду до нас дошло своеобразное художественное и культурное наследие Востока - архитектурно-декоративная резьба по камню,  эпиграфика. В Среднем Поволжье она достигла своего расцвета в конце XIII - первой половине XVI веков. Высокий и благородный  синтез искусств связывал здесь воедино архитектурное и пластическое решение каждого памятника, характер растительной  орнаментики и изящную каллиграфию надписей. В эпиграфике сосуществуют различные формы и мотивы. Это  обусловлено сохранением народно-художественных традиций.

Всё это можно видеть на могильных камнях в Татарском Калмаюре. Многие тексты, выполненные глубокой резьбой, изящным почерком  сульс или куфи, сами по себе являются образцом высокого  каллиграфического и поэтического искусства. Эпиграфические  памятники выходят далеко за рамки религиозной ортодоксальности. В них выражалась печаль, связанная с уходом человека из жизни, они   имели глубокий гуманистический смысл.

Надгробия устанавливались вертикально в изголовье погребённого, лицевой стороной на восток, и врывались в землю, для чего четвёртая или пятая часть плиты оставалась необработанной.  Поверхность лицевой   стороны камня состоит из завершения памятника с аркой или без неё  (оголовник), где наносится кораническая формула или орнамент; основной части, где располагается текст, и основания.

Практически на всех памятниках булгарской эпохи присутствует кораническая формула: “Он живой, который не умирает». Или: “Смерть тебя известит о сроке, а могила есть предел  деяний”.

Учёные утверждают, что именно в Булгарах существовала мастерская, откуда  надгробья отправлялись во все стороны света. Наличие мастерской по изготовлению эпитафий в Булгарах подтверждает сохранившиеся заготовки и производственный  брак.

Тайна камней ждёт своего исследователя.

Владимир Филимонов
http://www.dyhanie.ru/content/view/56619/132/

кабер ташлары

Previous post Next post
Up