Древние могильные камни около Калмаюра

Sep 18, 2011 18:26

В конкурсной заявке Чердаклинского района первым значится планируемый историко-культурный заповедник «Красноречье». В прошлых номерах «НГ» мы уже рассказали о том, что древние курганы, расположенные в его границах, регулярно опорожняются «черными» археологами. Возможно, вхождение в «чудесный» рейтинг поможет привлечь к этому проекту и силы, и средства.

В Татарском Калмаюре нас встречает учитель истории и общественных дисциплин Искандер Фасхутдинов , который также заведует и школьным музеем. Вообще Татарский и Чувашский Калмаюры (села находятся рядом) - своего рода тоже чудо. Отсюда родом - большое количество знаменитостей: писатели, деятели науки, спортсмены.

- Проводя экскурсию по экспозиции музея, я хочу сказать ребятам - и у них тоже есть шанс, - говорит Искандер Фяртдинович.

Но в этот визит нас больше интересовали древние каменные плиты на могилах мусульман, первыми в наших краях принявших ислам. По данным, захоронения относятся к XIV веку. По словам педагога, это место считается у мусульман России священным. В месяц Рамадан паломники, которые не могут (из-за отсутствия средств, например) отправиться в Мекку, совершают малый хадж сюда.

Кладбище покрыто седым ковылем. И - о, чудо! - сквозь жесткую полегшую траву пробиваются подснежники. Несколько десятков шагов от входа - и вот первая плита. Искандер Фяртдинович говорит, что таких камней в наших краях не встретишь, а значит, привезти их издалека (возможно, с Севера) могли себе позволить лишь очень богатые семьи. На плитах, подверженных и ветряной, и дождевой эрозии (одна буквально срезана и расколота, возможно, еще и вандалами; какие-то сохранились лучше), кое-где хорошо виден текст.

- По-видимому, надписи сделаны на древнем арабском языке, - считает учитель. - Кое-что, но не все мне понятно. Здесь, например, похоронена женщина, скорее всего, даны ее имя, даты жизни и смерти. Интересны рисунки на обратной стороне плит. Они - разные. Возможно, они имеют сакральное значение. Обратите внимание - здесь выбит цветок с семью лепестками.

Еще лет десять тому назад плит на кладбище было больше - десятка два. Сейчас - всего шесть. Остальные стали легкой добычей (погост не охраняется) охотников за стариной.

- Необходимо срочно объявить кладбище памятником старины, что позволит сохранить эти уникальные плиты для потомков, - настаивает Искандер Фяртдинович. - Нам необходимы деньги. Сегодня мы сами со школьниками выправляем ограду. Спасибо - помогают администрации района и нашего муниципального образования. Какой-то добрый человек сделал навес над входом. Мы даже не знаем, кто именно. Да и не положено это знать.

Кстати, насчет вандалов. Брать что-либо с кладбища в любой религии считается смертным грехом. Искандер Фяртдинович рассказал нам историю о своих родителях. Будучи молодыми, они однажды пошли в лес, что за кладбищем. Путь туда лежит через древние курганы. Отец нашего рассказчика предложил жене: «Давай разроем курганы - может, клад найдем». Начали фантазировать, что купят, когда продадут находки. Здорово веселились. Наутро оба заболели - тела их покрылись чириями. (А они только подумали!). Пришлось его бабушке семь раз над ними молитву прочесть. Все как рукой сняло.

- Мы все ищем национальную идею, - говорит Искандер Фасхутдинов. - А она - вот, на поверхности: наша история

http://www.simcat.ru/pressa/archive/item13638/

Фәсхетдиновлар, кабер ташлары

Previous post Next post
Up