раннее интеллектуальное развитие

Sep 11, 2013 12:45

Originally posted by aksik at раннее интеллектуальное развитие
одним из железных аргументов педагогов, пропагандирующих раннее интеллектуальное развитие, является такой (пересказываю суть своими словами): "если не развивать интеллект ребенка, мозг избавляется от "невостребованных" нервных клеток и нейронных связей. если не наполнять мозг информацией, к десяти годам количество этих клеток сокращается вдвое!".
ужас, правда? ай-яй-яй, и как теперь жить дальше - с полной головой дохлых нервных клеток?!

особенно про эти "упущения навсегда" любят писать там, где это неоправданно: например, выучить цифры или буквы человек способен в любом возрасте, а сенсорное развитие действительно имеет ограниченные возрастные рамки в детстве (кстати, никто из великих ученых не занимался по современным "методикам раннего развития", при этом мозг у Ломоносова или Эйнштейна не умер с горя).

по поводу того, что если "не заполнять клетки мозга, они отмирают!!!" - подождите паниковать. Ни один орган в нашем организме не вырабатывается на сто процентов (вы разве не знали?). А если это происходит, и какой-то орган (не про нас будь сказано!) "выработался", дело кончается спасением пациента в операционной. То есть принцип - все в теле нам дано "с запасом". Мозг тоже не рассчитан на стопроцентное использование. Проведу такую аналогию: скульптор, например, когда делает свое произведение, оставляет после себя неиспользованный лишний материал. Точно также и человек - у него ничего в жизни не уходит на сто процентов (то есть, к смерти он не "выдышал" все легкие и т.п.), каждый орган имеет какой-то свой "стратегический запас", есть определенное количество "материала", которое уходит неиспользованным - это жизнь, все в порядке. Никто ж не убивается из-за неиспользованных сперматозоидов при том, что только один доходит до яйцеклетки?
Это очень правильно, что мозг нужно заполнять информацией. ВОпрос - какой информацией? Вот на этот вопрос апологеты "раннего интеллектуального развития" отвечают не совсем верно: любая готовая вербальная информация является выводом после многократных исследований. Так вот мозг ребенка не хочет быть пассивным получателем "готовых выводов"! Ему хочется, где это только возможно, пройти путь исследователя! И вот тогда эти драгоценные клетки, за неиспользованность которых так переживают, заполняются БОЛЬШЕ. Просто потому, что мышление ребенка работает на основе восприятия (очень известный факт), а восприятие тем полнее, чем больше каналов задействовано. А значение имеет не наличие клеток, а установление нейронных связей, которые строятся как раз за счет обработки информации, поступившей через восприятие. Просто? Очень! Так вот если вы переживаете за "наполнение мозга информацией" - помогайте ребенку наиболее полно воспринимать мир, а не зубрить с пеленок готовые чужие сведения о нем или рассматривать его через монитор!

мамское, перепост, психология

Previous post Next post
Up