Статья Бхактивиноды Тхакура (предисловие к книге "Поиск Шри Кришны Прекрасной реальнсти" Свами Шридхара) часть третья
Бог открывает нам истину, как открыл Вьясе, когда мы искренне ищем ее. Истина вечна и неисчерпаема. К душе нисходит откровение, когда она искренне желает этого. Великие мыслители прошлых эпох приходят на помощь ищущим. Они, обитатели духовного мира, открывают чистым сердцам новые горизонты поиска. Так, Вьясе помогли Нарада и Брахма. Откровение - это живое общение с Божественным, которое происходит постоянно и не может быть полностью описано ни в каком количестве книг. Небесный Отец бесконечен, и в писаниях содержится отнюдь не все, что Он хотел нам сказать. Живого Бога не заменить книгой, пусть даже священной. Безупречных книг нет.
Откровение Бога - Абсолютная Истина, но при восприятии и передаче из уст в уста она теряет свою первозданную чистоту. В "Шримад-Бхагаватам" (11.14.3) говорится, что Истину, явленую свыше, следует считать абсолютной и принимать безоговорочно. Но с течением времени она может изменится до неузнаваемости. Поэтому, чтобы сохранить ее, нам даются новые и новые откровения.
Итак, следует с большой осторожностью изучать труды древних авторов, какими бы мудрыми и авторитетными они ни были. В поиске истины нам дается полная свобода - свобода отвергнуть мысль, не выдержавшую испытания временем и идущую вразрез с внутренним голосом совести.
Создав "Веды", "Пураны" и "Махабхарату", Вьяса остался неудовлетворенным. Он был не в ладу с голосом своей совести, говорившим ему: "О Вьяса! Ты не утолишь свою жажду истинами, явленными мудрецами минувших времен. Тебе нужно самому войти в двери сокровищницы, из которой они черпали свои неизмеримые богатства. Иди же! Иди к источнику Истины и знай, что никто из искавших ее не познал разочарования". Вьяса не ограничился изучением книг. Он отыскал этот живой источник вечной Истины и призвал нас следовать тем же путем.
Свобода - самый ценный из даров, которыми наградил нас Господь. Так не будем же бездумно следовать мудрости, открытой теми, кто жил задолго до нас. В "Шримад-Бхагаватам" (11.21.23) говорится, что истина содержится в духе, а не в букве писаний. Поэтому "Бхагавата" и основанное на ней учение вайшнавов есть религия свободы, неискаженной истины и абсолютной любви.
Свобода сопровождает всякое развитие. Лишь священное право свободы ведет от вершины к вершине на пути вечной и безграничной Любви. Однако свобода таит в себе и опасность. Ложное понимание свободы ведет к саморазрушению и безверию. Вот почему вайшнаву надлежит пользоватся этим прекрасным даром Бога с великой осторожностью.
Писание вайшнавов пронизано духом уважения ко всем учителям и реформаторам - ушедшим и грядущим, в какую бы эпоху и в какой стране они не жили. Вайшнав в почтении склоняется перед любым человеком, независимо от его происхождения, поскольку каждый человек наполнен энергией Бога. Религия "Бхагаваты" всеохватна. Она обращена не к узкому кругу людей, которых принято называть индуистами, а ко всем, в чьем сердце она найдет отзыв. Одним словом, вайшнавизм - это абсолютная любовь, связывающая всех людей с бесконечным и абсолютным Богом. Пусть же мир воцарится во вселенной, движущейся к любви и чистоте благодаря трудам ушедших и будущих провидцев, которых, как гласит "Бхагавата", награждает божественным даром Всемогущий Отец, Создатель, Хранитель и Разрушитель всего сущего на земле.