Оригинал взят у
nihga в
Смена героя на антигероя в американской массовой культуре. Часть 1 Написав
пост про новую серию "Стартрека" "Бесконечность", я решил написать ещё одно своё наблюдение о том, что несёт нынешняя американская массовая культура. Почему - ну это по-моему очевидно, ведь США считают себя законодателем всех мод на планете и крайне назойливо вдалбливают эту свою такого рода псевдокультурную жвачку всему миру, формируя таким образом глобальное потребительское стадо. Потому надо рассматривать и обсуждать такие вещи, т.к., кроме всего прочего - ну там снижение личного культурного и интеллектуального уровня от просмотра такого рода регрессивного и всё больше самого по себе регрессирующего продукта, утверждение ими в массах своей идеологии и т.п., телевизор смотрят наши дети и в отличие от нас, имеющих свою какую-то культурно-ценностную и именно российскую (русскую и не только) национальную базу, именно вот эта постмодернистская каша и может стать почвой на которой вырастут они. Поэтому сегодня, я бы хотел рассмотреть такое типичное для США, и их политики масскультурного глобалистского доминирования, творение как "мыльная опера" и тему героя предлагаемую зрителю в нём. Я беру как типичный пример их мыльной оперы сериал "Клиника", т.к. во-первых как-то с ним знаком, а во-вторых - потому что ввиду того что он шёл с 2001-го года, в нём очень ярко видна тенденция происходящей с пропагандируемым американским ТВ героизмом и вообще что за это время произошло с их ценностями. Сразу оговорюсь - это не критическая статья посвящённая конкретно "Клинике", а именно показанный на примере этого сериала феномен. Ввиду того,что заметка получилась достаточно объёмной, я для удобства чтения разобью её на две части.
Но сначала нужно таки сказать несколько слов о самом сериале как таковом, т.к. многие могут не знать о чём идёт речь.Итак, "
Клиника" (англ. Scrubs) - американский комедийно-драматический телевизионный сериал, посвящённый работе и жизни молодых врачей. Сериал был создан Биллом Лоуренсом и спродюсирован телекомпанией «Тачстоун» (англ. Touchstone Television, с 2007 года носящей название ABC Studios и входящей в компанию ABC). Несмотря на принадлежность сериала к жанру комедии, наряду со смешными в нём присутствуют и серьёзные, драматические моменты и сцены.
Премьера сериала состоялась 2 октября 2001 года на канале NBC. Восьмой и девятый сезоны транслировались телеканалом ABC.
Я добавлю от себя, что вначале, каждая серия несла в себе какой-то моральный урок, рассуждение или наставление которые были связаны с долгом врача, отношением врача и пациента, вопросам этики, морали и метафизики, причём подавалось это и в серьёзной и юмористической форме. В общем,это такая коротенькая 20-минутная серия, в течении которой успевали и рассмешить, и что-то рассказать как о самих героях, так и об их работе, и при всём этом - задуматься о серьёзном. В чём-то это продолжение их такого типично американского жанра как короткий рассказ, в котором так были сильны их классики: Твен, О'Генри, Фолкнер, Хэмингуэй. Однако по мере размазывания первоначальной идеи в большом количестве серий и размывания ввиду этого характера героев и самой этой первоначальной идеи (как это обычно происходит в их сериалах и что наши сериалоделы раболепно им следуя также раболепно у них переняли...), всё это свелось к достаточно пошлой "клубничке" и становившейся всё более навязчивой пропаганде перверсий и толерантности - акцент был перенесён именно в эту область и вышеуказанная изюминка сюжета стала формальной. В остальном - это такой типичный американский сериал в форме несложной комедии положений. Масса штампов, злободневной сатиры, растягивания времени для максимального выжимания денег из этого, в общем для их ТВ - очень удачного бренда, а также столь их зрителем уже обожаемого юмора ниже пояса и "на грани фола". Говоря короче - это жвачка, которая вначале была не лишен некоей жизненности и живости.
Теперь, собственно, о главных героях и героизме. Вообще главный герой один - это молодой врач Джон Дориан (Джей Ди), но как герой он имеет духовного наставника и учителя, вводящего его и его коллег-друзей в мир реальной (а не университетской) медицины и врачебной этики - доктора Персиваля Улисса Кокса. Начну с последнего, т.к. он - это врач более старшего поколения, связующее звено вводящее неофитов (Джей Ди и Ко) в храм современного американского Гиппократа.
Я чуть-чуть скажу о самом этом "храме" показанном в сериале - т.е. американской медицине. Это важно, т.к. - это среда в которой варятся и формируются как личности молодые герои под руководством более старшего коллеги, ну и очень показательно для нас, т.к. наша родная система здравоохранения им. Семашко рушится во многом под американские лекала. И сразу перейду к Перри Коксу.
Значит тут совершенно не приветствуется отсутствие медицинской страховки - доктор Кокс вынужден мухлевать с документами уже умерших пациентов, подставляя себя под увольнение и комиссию по этике, для того, чтобы проводить дорогие анализы тем, у кого такой страховки нет. При этом - клиника совсем не в идеальном состоянии, иногда бывает видно в кадре протекшие потолки и выбитые стены. Далее, врачи днюют и ночуют в клинике, так что даже личную жизнь проще утраивать именно тут - такие у них там "чудесные" условия труда. Это также показывает то, что всем приходится где-то как-то подрабатывать, несмотря на угрозу увольнения. К примеру, друзьям Джей Ди, Карле и Тёрку, если они хотят провести свадьбу как хочется невесте и потом поехать на Гаваи в медовый месяц (как отсюда следует, жизнь в американском обществе потребления - это настолько психологически бурлацкая лямка, что нужно любым путём сделать себе какое-то очень яркое впечатление - а ребятам приходится копить на эту шикарную свадьбу и свадебное путешествие около 2,5 лет, чтобы оно хоть как-то скрашивало тебе последующую жизнь). Главврач - ручная собачка на поводке у спонсоров и потому его подчинённые, в отместку - это практически бесправные существа, за редким исключением (тот же Перри Кокс как незаменимый специалист). Прямо говорится о тотальном неравенстве и социальной дифференциации - медсестра Карла из бедной семьи и врачом потому стать не может, хотя возможно - это именно её призвание. А брат Тёрка беззастенчиво при случае напоминает последнему, что именно он спонсор его хирургии, а потому все чудачества брата юный хирург может и потерпеть. И так далее.
Тут я снова делаю оговорку - понятно, что сериал - юмористический. Что всё это возможно не буквально так, но если бы чего-то такого не было в реальной жизни, никому бы это видеть в сериале было бы неинтересно. Так что - Платон ты мне друг...
Теперь возвращаюсь собственно к доктору Персивалю Улиссу Коксу. Начну собственно с его имени, которое совсем не случайно, как скажем имя Джей Ди, последний это просто заурядный человечек "из народа". Однако его наставник - именно Персиваль Улисс. Такое имя говорит о его принадлежности к интеллигентной и образованной среде. Элите высшего уровня. Улисс - это Одиссей, вдруг кто это ещё не знает. Персонаж прошедший Троянскую войну и победивший в ней, а также потом 12 лет плывший домой, пройдя на этом пути в том числе Аид, остров Цирцеи и пещеру Полифема. Само же имя Персиваль - это вообще тоже что и Парцифаль, английская транскрипция имени, благородный рыцарь из одноимённой поэмы начала 13 века, принадлежащая перу знаменитейшего миннезигера (певца любви) самого Вольфрама фон Эшенбаха. Между прочим, одного из персонажей вагнеровского "Тангейзера"... Отсюда Персиваль Улисс - это Парцифаль, наследник Улисса, ни больше, ни меньше. Кроме этого, данное имя адресует, к примеру, к не менее знаменитому поэту уже Нового времени - Перси Биши Шелли. Доктор Кокс прекрасно образован и воспитан, живёт в шикарной дорогой квартире, бодр, подтянут и спортивен, не имеет финансовых проблем и потому не подрабатывает как все. Да, ещё он имеет бывшую жену из этого же элитного круга.
В общем, Персиваль Улисс Кокс - это выходец из среды американских патрициев, пришедший лечить людей (причём всех без разбора) и занимающийся этим ещё из чувства долга. Это - рыцарь (Парцифаль) от медицины. В этом высший смысл его жизни - это тот святой Грааль который ищет Кокс (вообще, у фон Эшенбаха, Грааль, который искал Парцифаль, в том числе и исцелял безнадёжно больных, так что тут видна очень глубокая аллюзия). Он сознательно не сильно продвигается в карьере, и даже наоборот, всячески тормозит её, для того чтобы быть на переднем крае борьбы за жизнь людей. Смысл его жизни - в спасении больных, в служении этим ещё каким-то уже совсем остывающим у них там христианским ценностям. В его жизни есть только работа. Из-за этой работы он даже развёлся со своей богатой стервой женой, которая уже вполне современна и его такого рода чудачества (по её мнению, такое отношение к своей работе - это именно чудачество) понимать не желает. Кроме того, он скрепя сердце, пытается передать и привить эту идею служения и лечения молодым врачам, которые ещё ничего не могут.
Тут есть некоторая такая сложная мысль, типичная впрочем для протестантизма с его идеей предопределения, о том что к такого рода служению способна только элита. Т.к. врачи нового поколения - выходцы не из этого слоя, до конца такого рода по мнению авторов, в принципе понять не смогут. Они сделаны из совсем другого материала - гораздо жиже и податливей. Что я ниже подробнее опишу рассказывая про главного ученика Кокса - Джей Ди.
Осталось только заметить, что при этом, доктор Кокс совершенно не идеален, а скорее даже наоборот. Создатели сделали его невротиком, психом и почти алкоголиком. Он передаёт это своё понимание служения больным методом криков, пинков, моральных унижений и издевательств над молодыми врачами. То есть - просто вбивает его в них, всеми возможными способами. В первую очередь, потому что они, по мнению Кокса, как раз мало способны вообще что-то такое, высшее, в жизни понять.
И, как показывает сериал, доктор Кокс во многом прав (это я уже плавно перехожу к описанию Джей Ди). Новое поколение, оно очень своеобразно. Его первый ученик (до Джей Ди) мало того, что стал практикующим дорогим частным врачом научившись у Кокса всему - т.е. предав идею борьбы со смертью ради хорошего заработка, он ещё, пользуясь отсутствием Кокса дома и зная его семейные неурядицы, самым циничным и потребительским образом совратил жену своего наставника. После такого предательства, Кокс учеников себе брать, само собой, не желает и держит людей от себя на безопасном расстоянии. И именно поэтому он - всё то, что я написал о нём абзацем выше.
Пришедший в клинику после этого Джей Ди - это типичный представитель их мещанства - т.е. т.н. американского "среднего класса". Его семья - неполная (отец занимается тем,что называется "сетевой маркетинг") и хотя мать имеет свой бар, получить высшее образование и выйти на более высокий социальный уровень в их иерархии, смог только Джон Дориан, младший сын.
Ввиду этих обстоятельств, Джей Ди - маменькин сынок, любимчик и нюня. Ему крайне не хватает мужественности (этого настолько,что тут идут постоянные "голубые" намёки) и характера. И он ищет это и т.к. доктор Кокс - это такой настоящий мужик, т.н. wasp (white anglo-saxon protestant), то наставником своим он выбирает именно Персиваля Улисса Кокса. Таким образом он пытается взять у доктора Кокса недостающие ему самому черты характера, ну и плюс все эти глубокие аллюзии о которых я уже писал выше. И это есть некий внутренний двигатель и главный конфликт, главный источник развития сюжета сериала. А Джей Ди - это герой данного действа.
На этом я заканчиваю первую часть. Вторую, постараюсь выложить завтра.