Ввиду того, что я когда-то сильно увлекался фантастикой, в том числе - американским фантастическим сериалом "Стартрек", теперь, когда ввиду отсутствия каких-либо новых идей на фронте научной фантастики вообще, голливудские режиссёры вытащили и этот, свой, уже полностью отработанный тренд, и стали снимать про этих героев (или скорее - их подновлённые дешёвые копии...) новые фильмы (как бы предысторию оригинального сериала 60-х), я, по появлении новых фильмов из этой серии, всё-таки стараюсь их смотреть. И вот, когда вышла очередная часть нового "Стартрека" - "Бесконечность", признаюсь, что грешен, посмотрел и сию работу. Какие мысли вызвал у меня просмотр этого фильма, как фильм соотносится с оригинальным сериалом 60-х и почему я вообще до сих пор смотрю такого рода кино - ниже обо всём этом подробнее.
Сначала - о том почему я смотрю данные фильмы. Во-первых, тут чисто человеческое любопытство - чего там они ещё наснимать умудрились, ежели тема отработана просто совсем (а вдруг чего новое смогли зарядить? но тут - всегда разочарование...)? Как новые актёры соотносятся с актёрами оригинальными? Как переплетается тогдашний с теперешним сюжет, и всё такое прочее. Во-вторых, интересно какие тут американцы транслируют ценности, какие у них на текущий момент идеалы. Ведь "Стартрек" 60-х - это была такая сага об эдаких космических рыцарях будущего, идейных и сущностных наследниках США, несущих в космос человеческие передовые идеи просвещения, благородства, свободы, равенства и братства. И потом, с течением времени все эти вещи, увы - для самих США, в первую очередь, значительно трансформировались и совсем не в лучшую сторону... И это то, что для меня является третьей причиной просмотра данных фильмов - как меняются ценности, задаваемые в фильме его зрителям, вот уже на протяжении почти полувека (а мы таким образом имеем дело с несколькими генерациями их массового зрителя). Какие у них герои и какие там нынче в ходу идеалы. Это такой хороший замер настроений в их обществе вообще и элите, задающей эти самые настроения своему народу, в частности. Т.к. не секрет, что "звёздные войны" и "Стартрек" - это уже почти мифология для очень многих современных американцев, тем паче, что своей какой-то древней фольклорной традиции как народ, американцы в силу исторических причин - не имеют.
Теперь я отвечу на два оставшихся логичных вопроса: какие мысли вызвал у меня просмотр этого фильма и как фильм соотносится с оригинальным сериалом 60-х. Тут у меня не получится два отдельных ответа, т.к. вопросы по смыслу очень между собой очень часто пресекаются. Поэтому ответ получится комплексный. Но перед этим, немного собственно о самом фильме. Немного - потому что главное для меня тут, это всё-таки вот эти самые транслируемые тут ценности, "слишком человеческое" в фильме - как решается этот вопрос тут, несомая им метафизика. И именно на эти вещи и будет сделан мною упор ниже. Однако, что-то сказать о самом фильме всё же надо. Поэтому - вот, говорю.
Фильм вообще очень своим видеорядом и вообще - нарисованной, компьютерной своей частью напоминает игру "Масс эффект" часть 3 (да-да, в далёком 2012-м я ещё играл в компьютерные игры). Особенно тот момент в финале вышеназванной игры, где кибержизнь грозит уничтожить столицу конфедерации планет - в фильме прямо всё тик в тик. И сама база, и показанная на ней мельком жизнь (бытие типичного американского мегаполиса), и всякие выкрутасы на кораблях, и устройство станции и т.п. О чём это говорит? А говорит оно о том, что американцы верны себе: они ещё в начале 0-вых нарисовали будущее как оно им видится/грезится и стандартно шлёпают его таким везде. Во всех своих вариациях представления о будущем. Я вспоминаю в связи с этим историю их как бы суперкреативного стиля в современном искусстве - поп-арта (его между прочим, до сих пор скармливают т.н. пиплу по всему миру как нечто невообразимо новое и сверхгениальное) и творения их же "гениальнейшего" художника, изобретателя Энди Уорхола, которые уехавший туда Эрнст Неизвестный честно назвал скучными и неоргинальными (на что, кстати, Уорхолл ответил что это не он такой, это сама жизнь - такая). Вся суть тут в том, что поп-арт изначально не ставил перед собой целью заставить человека осмысливать никакую проблему, через тонкое и глубокое восприятия художественного объекта, а только надо всем этим достаточно злобно издевался, через доступные и понятные обывателю символы и стереотипы, т.е. по сути своей - стёбно пропагандировал стандарт.
Понимаете? Стандарт. Всё нестандартное и непонятное их мышление по определению отметает. Потому - как они сляпали такое видение будущего, так они его и тащат. Это имеет ещё и практический смысл: таким образом всем внушается - по рецептам "Гегемонии" Антонио Грамши неизбежность (гегемония...) только такого варианта будущего. Ну и добавьте сюда ещё консервативность (неповоротливость) сознания обывателя (помните? уже в нашем фантастическом фильме "Через тернии к звёздам", об этом очень хорошо сказал один из персонажей: "Люди привыкли к стабильности и не желают перемен"), которая, ввиду принятия их элитой на вооружение концепции "конца истории", всячески поощряется.
Далее, я не буду разбирать подробно уж совсем вопиющие несуразности и непоследовательности, только их немного отмечу: лучший корабль Звёздного флота посылают в смертельно опасную туманность не разобравшись толком в чём там дело, просто по устному заявлению потенциальной потерпевшей от рук злодеев, и там (вот это поворот!) оказывается засада; передовые корабли пришельцев атакуют врага тараном (нет, ну это к античным благородным временам отсылает нас, конечно...) - стрелять, видимо, по мнению авторов - неблагородно; главный враг вдруг оказывается капитаном Звёздного флота, а не представителем враждебной расы - причём почему это оказывается так, герои толком "не могут объяснить"; этот капитан забывает про свой корабль на котором он на планету на которой происходит завязка сюжета прилетел, как бы непобедимая армада свирепого врага побеждена с помощью песни "Beasty boys" "Sabotage" (ну а чем же ещё-то!) и т.д. Да! Ещё не могу не отметить, очень странное и дешевое решение режиссёра сделать сцену освобождения команды "Энтерпрайза" усадив Кирка не на сверхтехнологичное средство передвижения будущего, а на банальный кроссовый мотоцикл. При том что
бюджет фильма немаленький (185 млн. $).
На этом можно остановиться. Тут можно только добавить, что все вышеназванные ляпы и нелогичные вещи - это не только погоня за вниманием и деньгами пресыщенного современного посетителя 3Д (4Д и т.п.)-кинозалов, при вконец заезженных штампах, это и ещё тот самый демон тупоумия, который нынче завладел всем. Обществом, личностью, всеми видами искусства, всем...
Но вернёмся к главной, на мой взгляд, части. Части ценностной, метафизической, сущностной. И тут нельзя обойтись без параллелей с оригинальным сериалом (в идеале должен получиться такой своеобразный двойной хронологический срез, который и выявит какие-то моменты совпадения/несовпадений, развития/неразвития и т.д., идеалов, характеров, ценностей и т.п.). Итак, герои оригинального сериала видят свою главную цель в неустанном и бесстрашном служении идеям свободы равенства и братства, в их классическом,буржуазном понимании. На алтарь такого служения - капитан Кирк и его команда без сомнения и сожаления готовы положить всё. Да, не всё выходит гладко, но раз надо идти - герои идут. И дело тут не в идеальности Кирка и Ко как таковых, ело в том, что оригинальный "Стартрек" создавался ещё в эпоху превалирования классики и классического Модерна, тогда все герои (и их, в том числе) были ещё такого типа.
Герои "Бесконечности", они как актёры, заменившие в фильмах современных выбывших из них по причине возраста (и в некоторых случаях -смерти) Леонарда Нимоя, Дефореста Келли и великолепного Уильяма Шатнера. Всё время ждёшь от них чего-то сверх ординарного (а как казалось бы ещё играть в таком фильме?!), но взяться ему неоткуда по определению и потому всё время чувствуешь себя обманутым. Капитан Кирк заявляет, что он стал бравым воякой Звёздного флота "для отца" и доктор МакКой ему говорит: "Для него ту уже что-то сделал (ничего себе заявочка - он стал вроде как самым знаменитым капитаном всего космического Звёздного флота, вообще-то!), кто ты сам?". Хотя по любой человеческой логике, той же гамлетовской, например, человек не может стать собой без "дней связующей нити" поколений. Но - новые Кирк и Ко, устали и желают "плед шотландский на коленях с занавеской на окне". Им не хватает только "ненажатого вовремя курка", для полного благолепия....
Далее, показана оригинальная для любого флота дисциплина. Я понимаю, что это видимо отношения в американской армии так переданы (в т.ч. - и их знаменитые перверсии, очевидно), но тем хуже для них. Команда космического корабля, живёт по принципу смешанного барака, времён царского режима. Ну или просто цыганского табора со свободной любовью. Люди свободно образуют всевозможные интимные отношения. И это - боевой корабль, который должен в каждую минуту быть готов драться и вообще оперативно реагировать на любую внештатную ситуацию. Да любой старшина или боцман только и заняты по своей службе тем, чтобы у солдата или матроса не было ни минуты на личные переживания и самокопания, т.к. солдат занятый рефлексией на поле боя - это сразу труп. Тут важны рефлексы и выучка. А разнообразные варианты половых партнеров, никак положительно не способствуют боевой и политической подготовке. И это - тоже показатель некоторого разложения их армии и флота, который теперь, по мнению авторов, допустим. Если вспомнить оригинальный сериал, так там никто из героев без формы-то особенно не ходил, общались строго по уставу и били этим врага, а тут...
Теперь подробнее остановлюсь вообще на основных персонажах. Начну с доктора МакКоя, которого в оригинальном сериале играл Дефорест Келли, а тут - сам заместитель конунга Теодена из "Властелина колец", Эомер - актёр Карл Урбан. Оригинальный МакКой - это такой классический гуманный врач. Он активно пытается найти и пробудить в подавляющем эмоции, как все вулканцы, Споке его (Спока) человеческую, эмоциональную половину (у Спока - мать землянка). Также он свято верен клятве Гиппократа и представляет собою в "Стартреке" 60-х то самое "слишком человеческое", при этом он носитель такого своеобразного протестантского англосакского юмора. Новый МакКой не таков. Нет, "шутки юмора" он тоже вроде как шутит, но вот с приказами у доктора совсем плохо (а это у классического МакКоя - просто невозможно) - в момент когда доктора посылают на опасное задание на вражеский корабль, МакКой вдруг начинает истерить, ещё они с капитаном Кирком пьянствуют, прямо на корабле и главное, у МакКоя Келли всегда с собой были такие очень миниатюрные медицинские приборы, чтобы спасать жизни всегда и везде. Тутошний - их забыл при эвакуации...
Очень оригинально показан мистер Спок. Спок Нимоя - это такой вариант безэмоциональной этики, буквы закона доведённой до последней степени, чистая логика и чистейшая позитивистская наука, абсолютное хладнокровие в любой ситуации. Потому - это даже особая раса, вулканцы. Конфликт классического Спока - конфликт между буквой закона и неумолимой логикой с одной стороны, и ситуацией не укладывающейся в таковые, когда нужно хитрить или принять какое-то нелогичное решение. Тутошний Спок - состоит в близких отношениях с лейтенантом связи Ухурой (чего просто невозможно было вообразить в оригинальном сериале) ввиду творящегося на борту "Энтерпрайза" мною уже обсуждённого табора, почти вообще не упоминает слова "логика" и "логично" и выказывает массу разнообразных эмоций. Вулканец он только по остроконечным ушам. А учёный - по должности. Видимо нынешний зритель настолько в плане образования деградировал, что научную речь Спока оригинального заменили вот на эту псевдонаучную "феню" (чуть-чуть с научными терминами), которую выдаёт Спок нынешний. Интересно, что в критический момент, когда на счету каждая секунда, нынешний Спок напротив, вдруг начинает заумничать и жевать долгую и умную мысль, спасает дело только понимающая его, т.к. - они тут семья на боевом судне, лейтенант связи Ухура, переводящая со снобистско-заумного на человеческий, идею как победить пришельцев. У классического Спока - всегда были чёткие и точные, хотя и при этом вполне научные формулировки.
И, наконец, сам капитан Кирк. Ну, во-первых, как я уже писал выше, тутошний Кирк "устал" от служения идеям классического модерна и ищет себе хлебное, теплое место. Удел слабых и презренных для Кирка оригинального. Правда потом новый Кирк исправляется - но это самая их может пакостная идея по отношению к "Стартреку" старому. Он идёт назад в капитаны, потому как ему будет просто "скучно" быть вице-адмиралом. Понимаете? Он откровенно идёт на такую должность не чтобы взять на себя большую ответственность или передавать опыт другим, учить молодых, опять же. Нет. Новый Кирк идёт таким образом на почётно-пенсионную должность. И останавливает его, не то, что он вдруг понял, что бросив идею высшего смысла которая заключалась в буквально вселенском служении свободе, равенству и братству, опять же - нет. Он вдруг, просто встряхнувшись после эдаких приятных приключений (ну как же! на мотоцикле покатался, девушку в воздухе поймал и на транспортер с ней прыгнул, спас походя Йорктаун), вдруг понимает, что ему тут будет не мерзко и пакостно, ввиду того, что вообще-то без этих идей Кирк классический себя просто не мыслил, а просто - скучно...
И ещё, новый Кирк очень оригинально расправляется с классическим американским духом, духом пионеров и завоевателей Запада, которого тут символизирует капитан Бальтазар Эдиссон - переродившийся в инопланетянина-врага всей человеческой расы Крола (он, дух этот - зараза, по мнению авторов, также как Эдиссон мутируя, увы - опять же по мнению авторов, дожил до наших дней). Тот говорит, что конфедерация убрав борьбу из политики людей, кастрировала человечество, но не несущий уже идей служения и хотящий только развлекаться, Кирк 2,0 отвечает: "Мы, изменились"...
И это и есть последний рубеж "Стартрека". Как говорил один известный исторический персонаж: " Я - устал, я - ухожу...". И Америка тоже устала от своего "бремени белых", а главное совершенно в нём теперь не видит смысла, причём говорит это просто прямо. Остались только какие-то пустые и превращённые формы пожирающие своё содержание. Отсюда этот их практически позднеримский разврат и разложение, которое они несут всему миру, чтобы не потерять своё лидирующее положение и также вкусно пить, сладко есть и богато жить за счёт всех остальных. И очень символично, что данная серия называется "Бесконечность", т.к. его создатели совершенно искренне верят, что эта музыка будет вечной, если они заменят батарейки. Такое вот они нам всем пророчат "будщее", если ЭТО можно назвать будущим... На этой не очень жизнеутверждающей ноте, позвольте мои мысли по поводу новой серии "Стартрека" 2,0, закончить. Спасибо за внимание.