Чем дальше, тем мне очевиднее становится факт отсутствия будущих друзей у Тика. Это прямо подтверждают и истории взрослых людей с аутизмом.
Что лично вы цените в дружбе? Как правило, более-менее одинаковые взгляды на жизнь и общие интересы. У людей с аутизмом часто бывает только один интерес. И они будут с вами говорить только о нём. А ваши интересы будут игнорировать. При этом они искренне не будут понимать, почему ваши интересы хотя бы формально должны их интересовать. Люди с аутизмом вообще не могут быть неискренними или формальными. И эта искренность для обычных людей настолько непривычна (и нетипична), что она отталкивает.
--------------
У Тика любимая тема - бассейн. Он любит слушать истории про бассейн, читать книги про бассейн, слушать сказки "Алисы" про бассейн, смотреть мультики и кино про бассейн. В моменты напряжённости все его фразы так или иначе сводятся к бассейну. Он будет говорить что кукла едет в бассейн, или что мы поедем в бассейн (прямо сейчас, немедленно), что вот этот игрушечный дом на самом деле бассейн. Он может лечь на пол и "плыть", повторяет не к месту фразы инструктора (Насти) и так далее.
Одна из любимых сказок Тика - "Конни идёт (куда? Ах, да!) в бассейн".
- Поставим "Конни идёт в бассейн"? - спрашиваю недавно.
- Нет, хочу "Игнат идёт в бассейн" - непримиримо говорит Тик.
Сегодня по этому случаю я нафоткал серию снимков с ним в бассейне, куда он ходит, и решил сделать фотокнигу.
- Тик, я сделаю тебе книгу про тебя и бассейн. Как мы её назовём? "Игнат идёт в бассейн"?
- Нет. "Игнат плавает с Настей".
О как. Ну ладно.
Тик сам плавает в бассейне и заставляет плавать в бассейне (у него есть игрушечный бассейн) все свои игрушки. И тут как в анекдоте: я настолько люблю помидоры, что ем их с кетчупом и запиваю томатным соком. Тик идёт купаться в ванну, берёт с собой бассейн и начинается великое плаванье. Игрушки плавают в бассейне, который сам плавает в бассейне, ой... в ванне.
Возможно, бассейн - это некое направление для дальнейшего развития. А может быть и нет.
Но были бы вы рады, как предположительный друг Тика, день и ночь слушать про бассейн? Нет, будьте откровенны. Поэтому к отсутствию и сейчас, и в будущем, друзей у нашего ребёнка (а современные исследования говорят, что аутизм не может исчезнуть - это пожизненная особенность) надо готовиться нам, родителям. Нам надо сделать так, чтобы эта социальная и важная часть жизни не была критически важной для подрастающего человека.
---------------
Для людей с аутизмом важнее, чем для обычных, является обучение эмоциям. Современные люди только сейчас начинают задумываться об эмоциональном интеллекте, как правильно определять и выражать свои эмоции и чувства. В прошлом это было не важно, а кое-кому и не нужно вообще. Что, если кто-то не мог отличить досаду от злости или смущение от застенчивости - да пофиг. Но люди с аутизмом могут впасть в истерику, когда не могут выразить то, что с ними происходит.
Настойчивое обучение Тика выражению своего состояния, наконец, начало давать свои плоды. У него появилось выражение "Мне плохо" (такое обычное для всех, но не для него). Дикие крики "басана бузу!" (не берусь перевести, но выражение всегда одно и то же - вот такое) постепенно переходит во "мне не нравится!" или "я расстроен". Иногда Тик, чтобы выразить эмоцию, вдруг начинает рассказывать историю из книг, где обсуждалась эта эмоция. Звучит это, как и всё в наших стенах, очень странно для случайного слушателя.
- Я не хочу шарики, я хочу лягушек (не спрашивайте, это опорные точки из книжки).
- Тик, ты раздосадован, чем?
- Я после бассейна хотел в бассейн.
- Тебя раздосадовало то, что мы поехали после бассейна домой, а не остались там?
- Да!
----------------
В детском саду нарастает общая нервозность в связи с выпускным, который случится в конце этой недели (31 мая). Воспитатели, худруки чуть громче орут, чтобы перекричать возбуждённое детсадовское братство, всюду суета, много детей (часто смешивают для репетиций все группы - получается 60 человек). Тику негде спрятаться от ужасающего для него столпотворения.
И на фоне этого он стал вести себя неадекватно агрессивно. Это бывает в двух вариантах: подходит к любому (лучше младше его человеку), внимательно заглядывает в лицо, и... внезапно сильно толкает. Так, что малыш падает. Или он с разбегу налетает на первого попавшегося ребёнка и начинает "душить". То есть это так со стороны выглядит. На самом деле, он просто хватает за шею и держит, потому что после у ребёнка-жертвы кроме шока не остаётся никаких характерных следов.
Пока педагоги в саду решают сложную задачу по выявлению (триггера) и пресечению, я тут намыслил кое-что. Часто бывает так, что раздосадованный чем-то Тик начинает колотить меня (или маму) что есть мочи и кричать "Папа, плачь!", приглашая меня присоединиться к его раздосадованному состоянию, разделить его страдание. То есть такой некий настойчивый запрос на эмпатию. В таких случаях я стремлюсь обнять его и говорить ему, что сочувствую его ситуации и жалею его. Тик немного трепыхается, а через минуту говорит: "Всё, я успокоился" - и мы снова дружим.
Детсадовское состояние бессилия против суеты, возможно, и вызывает в нём потребность в эмпатии таким диким образом. Родители детей-жертв только не поймут этого. Что на самом деле Тик ищет сочувствия у малышей. Вот таким странным и агрессивным поведением.
------------
Работа над эмоциональным интеллектом будет продолжена. Сейчас мне как никогда очевидна огромная разница между его стандартным интеллектом (читает, считает, знает много чего не по годам) и его эмоциональным и социальным интеллектом. Раньше мне казалось, что он в силу своей особенности просто общается как трёхлетний ребёнок, но всё больше вижу в нём приметные эмоционально-социальные дыры, которые уже и не связываешь с возрастом. Такого странного общения у обычных трёхлеток не существует. И здесь мы уходим от возрастной оценки социальной приспособленности и переходим к истинно аутичной.
Работаем дальше.