Клипот и Майя воспринимаются эпистемологически как препятствия на пути к реализации. Но давай рассмотрим их сблизи:
Клипот порождаются как следствие свободы. Они проявляются как фильтры, снижая течение света. Это затемнение является эволюцией исходного Цимцума, когда свет меркнет, чтобы уступить место творению. Дальнейшее затемнение происходит через желания и действия (Шолем, 1974).
Майя является аспектом восприятия реальности и порождает иллюзию двойственности и отдельности (Дойч, 1969). Она проявляется как источник привязанности и страданий (Радхакришнан, 1927).
Майя, порождает индивидуализацию и пространство для желаний и действий, которые в свою очередь порождают Клипот, укрепляя иллюзорную отделенность. Они также проявляются как авидья и увековечивают цикл сансары (Харви, 2012).
Для преодоления Клипот требуется управление авидьей. Для этого развивается внимание и самосознание, чтобы овладеть управлением механизмами разделения, в сочетании с оттачиванием действий. Внимание и самосознание тренируются практиками мицвот и медитациями.
Управление разделением приводит к Тшуве и Цдаке (Каплан, 1997). Успех этого преобразования проявляется как устранение всех Клипот и выход за пределы Майи через мокшу в истинную природу реальности и нирвану (Лой, 1988).
- Дойч, Э. (1969). Адвайта Веданта: философская реконструкция. University of Hawaii Press.
- Харви, П. (2012). Введение в буддизм: учения, история и практики. Cambridge University Press.
- Каплан, А. (1997). Сефер Йецира: Книга Творения: в теории и практике. Samuel Weiser.
- Лой, Д. (1988). Недвойственность: исследование в сравнительной философии. Yale University Press.
- Радхакришнан, С. (1927). Индийская философия, том 2. Oxford University Press.
- Шолем, Г. (1974). Каббала. Meridian.