Как бы мы ни относились к КроссФиту, стоит признать: он надолго. Может, и навсегда. Если не КроссФит, то что-то подобное.
Просто оценивать его с методической точки зрения неверно: КроссФит про другое. Он идеально удовлетворяет две важные потребности Хомо Сапинеса: быть членом социальной группы и обладать в этой группе высоким статусом. Есть еще две темы, знакомые лично для меня, которые идеально решают эти задачи:
бодибилдинг и гольф. И тем, и другим я страстно увлекался, хорошо понимаю ощущения адептов этих субкультур.
Причастность к социальной группе формируется с помощью ритуалов, одежды, сленга. В бодибилдинге это майки-обрезухи, полосатые штаны-шаровары (90-е), «банка», «бицуха», «проходка». Локализация социальной группы - качалка. Все друг друга знают, есть свои лидеры и авторитеты.
Показатели статусности: «сколько набрал», «сколько жмешь» и «сколько бицуха».
Гольф: рубашки-поло, бейсбольные кепки, брюки или шорты со стрелками. Олд скул - заправить поло в шорты. Локализация - гольф-клуб. То же самое: все друг друга знают, есть лидеры и авторитеты. Куча ритуалов и правил этикета.
Показатель статусности - гандикап. Все постоянно считают удары, улучшают гандикап, следят за гандикапами других.
Я поставил две эти темы в один ряд, потому что они очень эффективно удовлетворяют наши базовые потребности, а значит, легко стать зависимым о них. Я видел, как людей иногда туда просто засасывает.
Сейчас бодибилдинг занял свою нишу, утвердив себя как самый эффективный способ развить мышцы, но свою былую популярность он подрастерял. Качки стали персонажами анекдотов и шуток, походку пародируют, увлечение стероидами ругают. Гольф - вообще отдельно, массовым у нас он не будет. Но вот, пожалуйста, новая тема: КроссФит. Идеально попал в тренд: дешевое оборудование, мода на сверхнагрузки, желание обывателя почувствовать себя сверхчеловеком. Практически тема фильма «Бойцовский клуб».
Посмотрите: свой сленг, своя мода, свои гуру, свои адепты. Статусность: твои личные показатели в выполнении упражнений. Можешь сравнить себя с самим собой в прошлом, можешь - с другими.
Закон маркетинга - то, что эффективно удовлетворяет базовые потребности человека: питание, размножение, безопасность, приверженность к социальной группе, статусность - будет продаваться на ура. Пока не появится что-то другое, способное удовлетворить эти потребности еще лучше.