Заметки на полях портфолиоревю (продолжение)

Sep 08, 2011 21:49



Глава 1. Размышления у парадного подъезда или краткий курс истории фотографии в постсоветской России

"...как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский..."

Н. В. Гоголь  "Ревизор".

В промежутках между беседами с ревюерами мы с друзьями посиживали в ближайшем шалмане  за кружкой пива. Не одной. Радостно глядя на друзей, я с грустью думал о том, что вот она - российская фотография. вся рядом. за нашим столиком, за соседними, все друзья, все свои, все разные. Все радуются, показывают и смотрят работы, веселятся, примеряя Чежинскую кнопку. Полюбуйтесь, если хотите.
Вот они.http://www.facebook.com/media/set/set=a.258640127503072.70348.100000712595905&type=1
И это далеко не все. А в это время я грустно думал невеселую думку. Нам же до фига лет! Как же так получилось, что столько лет все то, что мы все делаем объявлялось несуществующим? Вот, всего лишь на четыре дня открылась форточка,  высадился авторитетный десант признанных мировых специалистов. Мы с ними общаемся лицом к лицу. Ждем реакции, продолжения.  Признания. Своих работ. Своего права на существование. Но ведь мы в своей стране! Мы представители своей культуры! Наследники своей истории, нравится она нам или нет, родителей ведь не выбирают и от них не отказываются. Бред какой-то, но правда. Пройдет три дня, десант отбудет, и все вернется на круги своя ...

Пожалуй, приведенная цитата может послужить эпиграфом не только к этой статье, но и ко всей истории постсоветской фотографии.

Быть может, когда-нибудь дотошный историк искусства попытается понять, что же творилось в отечественной фотографии. И если г-н Фурсенко не доведет до конца свои садистские эксперименты, и упомянутый молодой и дотошный еще будет знать, кто такой Н.В. Гоголь, то исследователь, к ужасу своему, обнаружит какую-то тотальную ХЛЕСТАКОВЩИНУ!!!

Мне кажется, что в нынешние времена глубокоуважаемый г-н Хлестаков незаслуженно недооценен, а ведь именно он и есть образец того самого "эффективного менеджера", который и стал героем нашего времени. Сами посудите, ведь, изначально, милейший Иван Александрович даже не просит. Сами несут, суют. И попал то он во всю эту кашу случайно. И все почему? В Петербургах бывал, о "супе в кастрюльке, прямо из Парижа" осведомлен, что носят нынче знает... А также обаятелен и болтлив. И все! А результат ого-го!!! Что-то мне это до безумия напоминает, близкое и знакомое.

Советская империя рухнула, а вслед за ней и кружки кройки шитья и эпохальное "насколько бы лучше танцевала балерина Лепешинская, если бы днем работала у станка". Из тени вышли люди, для которых искусство фотографии основное занятие. Раньше приходилось работать, точнее это называлось "числиться", чорт знает где, и чорт знает на каких должностях. Называлось это "подснежник".

Кстати, паскудный термин "фотохудожник" был рожден именно тогда, в конце 70-х, гл. редактором журнала "Советское фото"  О.Сусловой и Г. Чудаковым для отделения просто фотографирующих фотолюбителей, коих вся страна, от организованных под чутким руководством Межсоюзного Дома Самодеятельного Творчества народных фотографирующих масс. Нынешний председатель Союза Фотохудожников А.И. Баскаов был старшим методистом, если мне не изменяет память, упомянутого Дома.

Художник, наконец вылезший из "подснежного" подполья,  должен как-то жить, на какие-то шиши работать, покупать аппаратуру, материалы, устраивать выставки.  Он не может существовать без того, что теперь называют высокопарным словом "институции". Тьфу, так и тянет написать института проституции. А его не было. Вот тут то на арену и вышел Иван Александрович, собственной персоной! Сначала он, как и положено, был импортным. Одного немецкого и пару французских припоминаю, может кто и других вспомнит. Бывали и приличные люди, но возможности их были крайне ограничены. Что-то сделать им удалось. Некоторые и по сей день работают. Бог им в помощь.

А потом пошли свои Хлестаковы, сермяжные. И стали расти как грибы после дождя, и как на дрожжах пухнуть. Свои оказались злее, жаднее и напористее, и дабы не повторять ошибок гоголевского героя, более всего озаботились охраной подступов к телам имущим и дающим, а в этом многотрудном деле "скрипач" совсем не нужен, только мешает. Вот тогда и пригодилась только-только ушедшая практика фотокройки шитья. Бизнес-идея была гениальной. На смену фотолюбителям - нищим инженерам пришли фотолюбители -менеджеры. Зарабатывают они неплохо, на развлечения тратятся изрядно, путешествуют, фоткают. Ну сами посудите, если здравый смысл есть! Художники голодные, нищие, амбициозные, все им надо, и хвалить надо и продавать. И главное - денег хотят!  А тут, упакованные, аккуратные, со связями и денег сами дают! А еще круче деньги и власть имущие!  У них еще и жены, дети, любовницы! Это же Клондайк! Если бизнесмен такое упускает, то он не бизнесмен, а говно. База для такого дела теоретическая как нельзя лучше подошла. Фотолюбительство то - традиция нашей страны, а никакой профессиональной и художественной традиции у нас нет. И не надо! А фотография оказалась "искусством массовым и бессознательным"! И слились в сладострастных объятиях наши Хлестаковы - эффективные менеджеры с Хлестаковыми-фотовладельцами. Одни ведрами выливают ведрами цветастые помои на выставочные и галерейные стены, устраивают светские рауты по этому поводу, другие несут бабульки, кто свои, кто чужие. А если совсем большие бабульки, или ресурс большой административный, то и за границу можно вывезти. У них плохого слова не скажут. "Значит такая у них фотография. Это их дела, внутренние. Пусть сами у себя разбираются."

Быть может меня упрекнут в однобокости. Он, дескать, художник, потому своих и защищает. Да, это правда. Я защищаю цех, к которому принадлежу. Но я же не дурак, вроде, и не сумасшедший. И прекрасно понимаю, что без всех этих самых "институций" искусство фотографии и авторы выживать просто не могут. Неужели же не было за все эти годы людей, которые пытались работать иначе? Не все же в этом мире Хлестаковы? Конечно были! И есть! Но помилуйте, может ли выиграть конкуренцию галерея, которой  действительно надо продавать для того, чтобы выжить самой, чтобы выжил, и продолжал работать автор? Может ли она выиграть гонку с теми, кому ничего продавать никакой необходимости нет, разве что три работы в год, для приличия и соблюдения реноме ?

В   фотографии ведь просто! Пришел, и рули как хочешь! И ничего тебе за это не будет!  Кузнеца-мужа, того который не нужен ( помните, в фильме Марка Захарова?) нету.  И понеслось!! Недостижимые, парящие в верхах "правители", поделившие всех на "своих" и "чужих", назначившие агнцев и козлищ, не утруждающие себя исследованиями, просмотром работ, выяснением технических подробностей, беготней по мастерским и выставкам ( кроме своих, конечно). Хлопотное это дело, от руления отвлекает. Толпа страждущих, по наивности и от безысходности жаждущая припасть к стопам власть поимевших. Директивно указующие персты и граничащие с мистикой камлания: "у них так принято, они так хотят, им интересно это"… Светские хроникеры вместо квалифицированных критиков, исправно переписывающие пресс-релизы по указке "медийных лиц". Словечко-то какое, тьфу! А уж общепринятое и всем понятное!

Все это сопровождается сладострастными оргастическими стонами о том, что российская фотография "там" никому не нужна. Да и здесь тоже. "Нужны актуальные бомжи, проститутки и геи, исследования социальных чирьев и т.д." Спрашивается, зачем им наши чирьи? У них свои есть. А мы им: "ой, и у нас такие же!" "Наши круче!" Нет не произведения, чирьи! На это можно и филантропический грант выделить, это же не какие-то парижские клошары или  нью-йоркские мексиканцы. При этом "они" от "нас" отделены бетонной стеной, и что на самом деле происходит в этой российской фотографии, "там" никто не знает и знать не хочет. Что, в общем, совершенно нормально. Но и "здесь" то же самое, что нормальным признать невозможно! При этом фотография - моднейшее из искусств, и бабло вокруг нее плещется, как на портовом пирсе, пока корабль ржавеет, лежа на боку на прибрежном песочке.

Можно, конечно, "туда" поехать, но наивная паства забывает вечный (за очень редкими исключениями), закон художественного рынка, гласящий: "художник, не нужный в своей стране, не нужен ни в какой". "Правители" же, больше 15-ти лет переваривающие столовскую котлету перестройки и неофициальщины в реэкспортируемый заклятым друзьям биг-мак, коряво лепят из молодежи, зачастую очень талантливой, послушных управляемых гомункулов, старательно зачищают прокрустову поляну от не желающих укладываться. Молодые, вполне резонно решают, что учиться надо ехать "туда", потому что здесь все равно ничего не будет. А здесь надо только выучиться получать гранты и резиденции.

Кто же всего этого не знает? Может быть есть наивные, которые думают, что это все в одночасье прекратится? "Вот приедет барин, барин нас рассудит..." А на хрена мы барину сдались? Никто не задумывался? У него свои дела, свои планы. Свои проблемы. "Вы уж сами у себя как-нибудь разбирайтесь!!!"

И вот, как гром среди ясного неба!  "Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился гостинице."  И не из Петербурга! И не один! Больше 40-ка!!! Не зря приснился мне Николай Васильевич верхом на двух огромных крысах. Ну как, после стольких лет профанации, обмана и подковерных манипуляций не принять это за очередное фуфло?

Увы, многие очень достойные авторы не поверили. Это и не удивительно, а жаль. С участием О. Андреева и О. Климова, Н. Ай-Артян, А. Алексеева, Д. Рубинштейна и многих других все выглядело бы гораздо убедительнее (думаю и у представителей других направлений фотографии есть кого добавить к этому списку). Некоторые не стали участвовать, некоторые не придали значения. Как теперь уже стало ясно - зря! Некоторые прекрасные авторы не прошли отбора, что было странно и принуждает к некоторому анализу. Но об этом дальше, в главе "отбор".

А пока, как и в бессмертном "Ревизоре", в сенях, в ожидании приема, все мы, Бобчинские, Добчинские и иной, служилый на ниве фотографии люд, выстроились  в очередь со своими папочками и ожиданиями.

Продолжение, о том как мы сватались последует послезавтра. Спите спокойно, и да не посетит вас в ночи дух незабвенного Ивана Алксандровича ....

портфолиоревю, фотография

Previous post Next post
Up