Признаюсь, что странное впечатение произвела и на меня в своё время перечитываемая Вами, друг мой, книжица. Воля Ваша, а мне бы и в голову не пришло не только что ея перечесть, но даже и дома-то держать из-за малости келейки моей, как и при полной того опусца для меня никчёмности... Клинически-сверхценныя идеи-с!
Так я сам батенька её отыскал среди хламу, на родительской, ныне невостребовонно заколоченной родителевой даче. А припоминаю не нонешнее, а впечатление давно минувших лет...
Поскольку мертвец - это мы сами и есть, трудновато от запаха того избавляться. Апостол Иоанн уже писал, чадца: последнее время. Можно подумать что что-то сильно с тех пор в этом отношении переменилось... С апокалиптическими писаниями такая штука, кажется мне - велик соблазн на основе предчувствия собственного конца, собственного краха, собственной апостасии вывести и общее правило. На миру и смерть красна. Вот и каркают десятилетиями глубокомысленное "it is later than you think". Ага, удивили. В 1493 Константинополь конца света ждал, как и тысячу лет до того цифирь вычисляли. И конец настал, старого света, и начало было, в тот же год... Эти два тома я тоже заимел в свое время, как и несколько томов столь же мутной энциклопедии святости Варнавы. Лет несколько назад наконец собрался с силами и выкинул...
Варнавы (Беляева)? Вот его бы потруждения я не выкинул ни за что! Очень уж судьба его нехарактерна для российского епископата. Да и сам опус местами небезинтересный, в основном - из-за ссылок. Все-то тома, конечно, держать дома нет смысла, ежели не во дворце живёшь. (Ответить)(Уровень выше)
Эк ведь сказанули - враньё. С такой-то строгостию можно ведь и вообще без книжек остаться. Кроме, разве что, одной-единственной - маленькой такой книжечки. Не слишком-то, нелишне отметить, и читаемой... Думаю, что, скорее,не ложь, а благочестивые фантазии на тему. Подозреваю, что более 90% литературы на эту аскетики относятся именно к таковому жанру. Меня, собетсвенно, в тех книжках варнавских растрогала более всего одна фотография: сидит владыка Беляев такой какой-то встрёпанный, в домашней курточке, а лицом - вылитый Эраст Петрович Гарин: "Всё, ухожу в монастырь!"
Вот ещё что, сударь мой любезный, подумалось мне. К теперешней-то нашей скорбной жизни старец тот, по летнему времени скончания живота своего плотию засмердевший - в прошом так и остался, где его Федор Михалыч пёрушком своим искусным живописал. Вместе с конфектами, коими его барыни потчевали. Нынешний же герой дня, пожалуй, - беснующийся злобной завистью "молчальник" отец Ферапонт - пустосвят с банным веником и многообразием хулы на устах.
Да как ни странно Пётр Иванов Ферапонта сего в разных личинах и живописует: то Иванушка Грозливый, с его набожностью в пяточной, то Филароет Дроздов, с "холодным" поглядом, и стальным "дурак", то Феофан Затворник, с его "вешать, да побольше, да скорее вешать да вешать", и Иоанну Кронштадному там на орехи достаётся. Словом Иванов, всё одно что "робёнок" произносит те "хулы", каковые люди вроде как церковные, боятся додумывать до конца. И всё одно есть что то завораживающее в том вроде как инфантильном Ивановском косноязычии...
Ой, ой, ой - как он их. Филарета-то Мудрого, Вышенского-то Затворника, Батюшку-то Дорогого... Разве же так можно? Ничего у человеа святого нет! Прямо Николай Семёныч какой-то - косноязыкий только -выискался. По нижеследующей ссылке на учёную кочетковску тётеньку выходит, как я по скудоумию своему понял, что он ещё и навоз за пазухой носил, чтобы кого-то вразумить? Или не понял я? Совсем я что-то запутался в подвижниах - голова кругом идёт.
***Феофан Затворник, с его "вешать, да побольше, да скорее вешать да вешать"***
Ну насчет "побольше" - утрируете. Хотя в самом деле высказывал святитель Феофан пожелание "вешать жидов" - в частном письме Николаю Васильевичу Елагину. Вчера, увидев у Вас эту цитатку, отыскал сие письмецо, датированное 9 июня 1881 г. Вот выдержка из него:
"Нынче все за евреев. Московский владыка и проповедь ляпнул. Так неприятно было читать ее. Жиды в тех местностях, где их колотили, - кровь сосут из народа без всякой жалости. - Видя, что правительство не заступается за них, они порешили сами рассчитаться с обидчиками. Толкуют, что народ дурно сделал; а на то не обратят внимание, что народ обижали. Тут нашли виновных, - а жиды святы. - Следовало этих наказать, т.е. мужиков, а жидов строгому подвергнуть надзору, и за всякую проделку вешать. Тогда, может быть, они стали бы посмирнее...". http://www.pagez.ru/olb/feofan1/1146.php
А мне нравится Петр Иванов, - несмотря на тяжеловесность стиля и наивность толкований. Он очень точно видел многие болезни христианства и, хотя это недоказуемо, сам дух его книги, сама его религиозность, представляется мне глубоко евангельской, христианской.
Comments 37
Воля Ваша, а мне бы и в голову не пришло не только что ея перечесть, но даже и дома-то держать из-за малости келейки моей, как и при полной того опусца для меня никчёмности... Клинически-сверхценныя идеи-с!
Reply
на родительской, ныне невостребовонно заколоченной
родителевой даче.
А припоминаю не нонешнее,
а впечатление давно минувших лет...
Reply
С апокалиптическими писаниями такая штука, кажется мне - велик соблазн на основе предчувствия собственного конца, собственного краха, собственной апостасии вывести и общее правило. На миру и смерть красна. Вот и каркают десятилетиями глубокомысленное "it is later than you think". Ага, удивили. В 1493 Константинополь конца света ждал, как и тысячу лет до того цифирь вычисляли. И конец настал, старого света, и начало было, в тот же год...
Эти два тома я тоже заимел в свое время, как и несколько томов столь же мутной энциклопедии святости Варнавы. Лет несколько назад наконец собрался с силами и выкинул...
Reply
Да и сам опус местами небезинтересный, в основном - из-за ссылок. Все-то тома, конечно, держать дома нет смысла, ежели не во дворце живёшь.
(Ответить)(Уровень выше)
Reply
Reply
Меня, собетсвенно, в тех книжках варнавских растрогала более всего одна фотография: сидит владыка Беляев такой какой-то встрёпанный, в домашней курточке, а лицом - вылитый Эраст Петрович Гарин: "Всё, ухожу в монастырь!"
Reply
Reply
Ферапонта сего в разных личинах и живописует:
то Иванушка Грозливый, с его набожностью в пяточной,
то Филароет Дроздов, с "холодным" поглядом, и стальным "дурак",
то Феофан Затворник, с его "вешать, да побольше, да скорее вешать да вешать",
и Иоанну Кронштадному там на орехи достаётся.
Словом Иванов, всё одно что "робёнок" произносит те "хулы",
каковые люди вроде как церковные,
боятся додумывать до конца.
И всё одно есть что то завораживающее
в том вроде как инфантильном Ивановском косноязычии...
Reply
Reply
Ну насчет "побольше" - утрируете. Хотя в самом деле высказывал святитель Феофан пожелание "вешать жидов" - в частном письме Николаю Васильевичу Елагину. Вчера, увидев у Вас эту цитатку, отыскал сие письмецо, датированное 9 июня 1881 г.
Вот выдержка из него:
"Нынче все за евреев. Московский владыка и проповедь ляпнул. Так неприятно было читать ее. Жиды в тех местностях, где их колотили, - кровь сосут из народа без всякой жалости. - Видя, что правительство не заступается за них, они порешили сами рассчитаться с обидчиками. Толкуют, что народ дурно сделал; а на то не обратят внимание, что народ обижали. Тут нашли виновных, - а жиды святы. - Следовало этих наказать, т.е. мужиков, а жидов строгому подвергнуть надзору, и за всякую проделку вешать. Тогда, может быть, они стали бы посмирнее...".
http://www.pagez.ru/olb/feofan1/1146.php
Reply
Reply
Reply
Leave a comment