"Насколько сильным было греческое влияние на Русь в поздневизантийскую эпоху? Историк Михаил Кром в интервью «Ленте.ру» $ рассказывал$ , что уже после падения Константинополя в 1453 году и женитьбы Ивана III на Софье Палеолог в Москве перенимали не только византийскую терминологию вроде термина «самодержец» (автократор), но и давно забытые на своей родине обычаи и придворные церемонии.
$ Монгольское нашествие$ на Русь и падение Константинополя в 1204 году сильно нарушили связи Руси с Византией. Это даже заметно по сохранившимся древнерусским текстам. Начиная с XIII века Константинополь потихоньку исчезает с горизонта русской жизни, но не окончательно.
В церковной сфере Византия по-прежнему оказывала здесь серьезное влияние, особенно с того времени, когда после монгольского нашествия на Руси выявились две соперничающие политические силы - Москва и $ Великое княжество Литовское$ . Когда киевский митрополит переехал сначала во Владимир, а потом в Москву, в подчиненных Литве западнорусских землях регулярно пытались создать свою митрополию. В Константинополе этой ситуацией успешно манипулировали - то признавали отдельную митрополию в Великом княжестве Литовском, то в этом споре становились на сторону Москвы.
Но тут главное другое - если западнорусские земли (Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское) под воздействием контактов со своими западными соседями вошли в европейский политический мир, то в северо-восточной Руси (в Москве или в Твери) утвердилась политическая модель по домонгольскому византийскому образцу. Когда Москва окрепла и усилилась, она действительно принялась подражать Константинополю и стремилась стать новым сакральным центром.
«Неправда Запада»
Отсюда и царский титул у $ Ивана Грозного$ ?
Да, а также стремление $ поставить$ в Москве собственного патриарха. Дело в том, что Константинополь считал себя одновременно и Новым Римом, и Новым Иерусалимом. Именно там были сосредоточены все главные реликвии империи - Животворящий крест, терновый венец Христа и многие другие святыни, увезенные в Европу крестоносцами после взятия города в 1204 году. Позднее Москва подражала и Константинополю как Новому Риму (отсюда «город на семи холмах»), и Иерусалиму. Иными словами, Константинополь был средоточием многих римско-языческих и восточнохристианских традиций и церемоний, воспринятых Москвой именно в византийском виде.
Вы сказали про взятие и разграбление европейскими крестоносцами Константинополя в 1204 году. Историк $ Александр Назаренко$ $ считает$ , что именно этот момент стал точкой перелома в восприятии русскими людьми своих западных соседей, после чего и началось «культурно-цивилизационное размежевание католического Запада и православного Востока». Еще я читал, что именно с этого события восходит традиция антизападной пропаганды на Руси, которую здесь вели византийские церковники. Но стало ли оно началом заката некогда могущественной империи?
В политическом отношении 1204 год стал полной катастрофой для Византии, ненадолго распавшейся на несколько государств. Что касается религиозной сферы, то здесь ситуация даже парадоксальнее. До 1204 года Русь действительно постоянно находилась в церковном контакте с Западом, даже несмотря на $ схизму$ 1054 года. Как мы теперь знаем, в XII веке русские паломники посещали Сантьяго-де-Компостела (Испания), их граффити недавно нашли в Сен-Жиль-дю-Гарде, Понсе (Франция) и Лукке (Италия).Взятие Константинополя крестоносцамиФрагмент картины Эжена Делакруа / Wikipedia
Например, когда в XI веке итальянцы похитили и вывезли в Бари мощи святого Николая, для византийцев это событие стало катастрофой, а на Руси по этому случаю быстро установили новый религиозный праздник, получивший в народе название $ Николы Вешнего$ . Однако взятие Константинополя латинянами в 1204 году на Руси восприняли не менее болезненно, чем в самой Византии."
Во-первых, традиции антилатинской дискуссии древнее событий 1204 года. Богословское осмысление «неправды Запада» началось сперва в Византии, а потом и на Руси, примерно с $ Фотиевого раскола$ IX века. Во-вторых, на это накладывалось формирование древнерусской идентичности - подобные процессы всегда идут через отталкивание от Другого.
В данном случае речь шла об отрицании тех, кто иначе молился и не так причащался. В этих условиях византийская антизападная полемика воспринималась на Руси гораздо сильнее и ложилась на благодатную почву. Поэтому Русская церковь в вопросе сохранения чистоты веры оказалась строже Константинополя, который ради собственного выживания заключал с Ватиканом $ Лионскую унию$ 1274 года и $ Флорентийскую унию$ 1439 года.
На ваш взгляд, Флорентийская уния и помощь Запада могли спасти Византию от окончательного краха или империя к тому времени уже была обречена?
Конечно, к этому времени Византия себя изжила и была обречена. Даже удивительно, как она вообще смогла протянуть до середины XV века. На самом деле империя должна была пасть еще в конце XIV века, когда турки-османы осадили и едва не взяли Константинополь. Византия смогла просуществовать еще полвека благодаря вторжению Тамерлана, разгромившего османского султана Баязида I в $ битве при Анкаре$ в 1402 году. Что касается Запада, то после Флорентийской унии он действительно пытался помочь грекам. Но собранный под эгидой Ватикана крестовый поход против турок-османов завершился поражением европейских рыцарей в $ битве при Варне$ в 1444 году.
Крымский осколок Византии
Сейчас у нас иногда любят $ говорить$ , что Запад постоянно обманывал Византию и в итоге оставил ее на растерзание туркам.
Если речь идет о событиях XV века, то это совсем не так. Византийцы точно так же пытались обмануть латинян - про их коварство хорошо знали не только на Западе. У нас на Руси еще в начале XII века летописец писал, что «греки лукавы суть». Из воспоминаний Сильвестра Сиропула видно, что во Флоренции византийцы совершенно не желали подписывать унию, но у них просто не оставалось другого выхода.Материалы по теме:
Если говорить про турок, то к середине XV века они захватили почти все Балканы и уже угрожали другим европейским странам, а Константинополь оставался у них в глубоком тылу. Единственными, кто реально помогал византийцам оборонять его во время осады 1453 года, были генуэзцы. Так что подобные упреки я считаю несправедливыми - к сожалению, их у нас очень часто используют для политизации событий прошлого.
Княжество Феодоро в Крыму, пережившее Византию на 20 лет, стало последним ее осколком?
Да, это поздневизантийское государство пало в 1475 году наряду с последними генуэзскими крепостями в Крыму. Но проблема в том, что мы еще очень мало знаем об истории $ Феодоро$ . Большинство сохранившихся источников о нем - это генуэзские нотариальные документы и письма. Известны надписи княжества Феодоро, где одновременно присутствуют собственные символы (крест с именем $ Иисуса Христа$ ), генуэзский крест и орел династии Комнинов, правителей $ Трапезундской империи$ . Так Феодоро пыталось лавировать между мощными силами в регионе, сохраняя при этом самостоятельность.
Известно что-либо об этническом составе населения Феодоро?
Он был очень пестрым, потому что Крым похож на мешок, в который все постоянно влезают, а обратно оттуда выбраться уже никак нельзя. Поэтому там издревле оседали самые разные народы - скифы, сарматы, аланы, древние греки и прочие. Затем в Крым пришли готы, чей язык сохранялся там до XVI века, а потом и тюрки с крымчаками и караимами. Все они между собой постоянно перемешивались - если верить письменным источникам, в Феодоро нередко чередовались греческие, готские и тюркские имена.
Как вы полагаете, Османская империя стала в некотором смысле наследницей погибшей Византии или, как говорил Солженицын про другой случай, соотносилась с ней как убийца с убитым?
О полном подражании Османской империи Византии говорить нельзя хотя бы потому, что это было мусульманское государство, основанное на других началах - например, турецкий султан считался халифом всех мусульман. Но Мехмед II Завоеватель, взявший Константинополь в 1453 году, в юности жил в византийской столице в качестве заложника и многое оттуда воспринял.Вступление Мехмеда II в КонстантинопольФрагмент картины Жана-Жозефа Бенжамен-Констана / Wikipedia
К тому же до этого турки-османы захватили в Малой Азии государство турок-сельджуков - $ Румский султанат$ . Но что означает слово «Рум»?
Искаженное название Рима?
Совершенно верно. Так издревле на Востоке именовали сначала Римскую империю, а потом и Византию. Поэтому в системе власти Османской империи можно заметить некоторые византийские черты. От Константинополя, например, Стамбул воспринял идею безусловного господства над огромным пространством от современной Молдавии до Египта. Схожие признаки можно найти в управленческих аппаратах обоих государств, хотя все бюрократические империи немного похожи друг на друга.
А что Россия? Наша страна может считаться преемницей Византии? Стала ли она $ Третьим Римом$ , о чем когда-то писал старец Филофей?
Россия всегда очень этого хотела, но в самой Византии никогда не существовало концепции Третьего Рима. Наоборот, там считалось, что Константинополь навсегда останется Новым Римом, а другому никогда не бывать. К середине XV века, когда Византия стала крохотным и слабым государством на окраине Европы, ее главным политическим капиталом стало владение непрерывной тысячелетней римской имперской традицией.Материалы по теме
После падения Константинополя в 1453 году эта традиция окончательно пресеклась. Поэтому никакое иное христианское государство, каким бы могущественным оно ни было, хотя бы в силу отсутствия исторической легитимности не могло и не может претендовать на статус преемника Рима и Константинополя.
$ С историком -византологом Андрем Виноградовым беседовал Андрей Мозжухин$
"Насколько сильным было греческое влияние на Русь в поздневизантийскую эпоху? Историк Михаил Кром в интервью «Ленте.ру» $ рассказывал$ , что уже после падения Константинополя в 1453 году и женитьбы Ивана III на Софье Палеолог в Москве перенимали не только византийскую терминологию вроде термина «самодержец» (автократор), но и давно забытые на своей родине обычаи и придворные церемонии.
$ Монгольское нашествие$ на Русь и падение Константинополя в 1204 году сильно нарушили связи Руси с Византией. Это даже заметно по сохранившимся древнерусским текстам. Начиная с XIII века Константинополь потихоньку исчезает с горизонта русской жизни, но не окончательно.
В церковной сфере Византия по-прежнему оказывала здесь серьезное влияние, особенно с того времени, когда после монгольского нашествия на Руси выявились две соперничающие политические силы - Москва и $ Великое княжество Литовское$ . Когда киевский митрополит переехал сначала во Владимир, а потом в Москву, в подчиненных Литве западнорусских землях регулярно пытались создать свою митрополию. В Константинополе этой ситуацией успешно манипулировали - то признавали отдельную митрополию в Великом княжестве Литовском, то в этом споре становились на сторону Москвы.
Но тут главное другое - если западнорусские земли (Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское) под воздействием контактов со своими западными соседями вошли в европейский политический мир, то в северо-восточной Руси (в Москве или в Твери) утвердилась политическая модель по домонгольскому византийскому образцу. Когда Москва окрепла и усилилась, она действительно принялась подражать Константинополю и стремилась стать новым сакральным центром.
«Неправда Запада»
Отсюда и царский титул у $ Ивана Грозного$ ?
Да, а также стремление $ поставить$ в Москве собственного патриарха. Дело в том, что Константинополь считал себя одновременно и Новым Римом, и Новым Иерусалимом. Именно там были сосредоточены все главные реликвии империи - Животворящий крест, терновый венец Христа и многие другие святыни, увезенные в Европу крестоносцами после взятия города в 1204 году. Позднее Москва подражала и Константинополю как Новому Риму (отсюда «город на семи холмах»), и Иерусалиму. Иными словами, Константинополь был средоточием многих римско-языческих и восточнохристианских традиций и церемоний, воспринятых Москвой именно в византийском виде.
Вы сказали про взятие и разграбление европейскими крестоносцами Константинополя в 1204 году. Историк $ Александр Назаренко$ $ считает$ , что именно этот момент стал точкой перелома в восприятии русскими людьми своих западных соседей, после чего и началось «культурно-цивилизационное размежевание католического Запада и православного Востока». Еще я читал, что именно с этого события восходит традиция антизападной пропаганды на Руси, которую здесь вели византийские церковники. Но стало ли оно началом заката некогда могущественной империи?
В политическом отношении 1204 год стал полной катастрофой для Византии, ненадолго распавшейся на несколько государств. Что касается религиозной сферы, то здесь ситуация даже парадоксальнее. До 1204 года Русь действительно постоянно находилась в церковном контакте с Западом, даже несмотря на $ схизму$ 1054 года. Как мы теперь знаем, в XII веке русские паломники посещали Сантьяго-де-Компостела (Испания), их граффити недавно нашли в Сен-Жиль-дю-Гарде, Понсе (Франция) и Лукке (Италия).Взятие Константинополя крестоносцамиФрагмент картины Эжена Делакруа / Wikipedia
Например, когда в XI веке итальянцы похитили и вывезли в Бари мощи святого Николая, для византийцев это событие стало катастрофой, а на Руси по этому случаю быстро установили новый религиозный праздник, получивший в народе название $ Николы Вешнего$ . Однако взятие Константинополя латинянами в 1204 году на Руси восприняли не менее болезненно, чем в самой Византии."
Reply
Почему?
Во-первых, традиции антилатинской дискуссии древнее событий 1204 года. Богословское осмысление «неправды Запада» началось сперва в Византии, а потом и на Руси, примерно с $ Фотиевого раскола$ IX века. Во-вторых, на это накладывалось формирование древнерусской идентичности - подобные процессы всегда идут через отталкивание от Другого.
В данном случае речь шла об отрицании тех, кто иначе молился и не так причащался. В этих условиях византийская антизападная полемика воспринималась на Руси гораздо сильнее и ложилась на благодатную почву. Поэтому Русская церковь в вопросе сохранения чистоты веры оказалась строже Константинополя, который ради собственного выживания заключал с Ватиканом $ Лионскую унию$ 1274 года и $ Флорентийскую унию$ 1439 года.
На ваш взгляд, Флорентийская уния и помощь Запада могли спасти Византию от окончательного краха или империя к тому времени уже была обречена?
Конечно, к этому времени Византия себя изжила и была обречена. Даже удивительно, как она вообще смогла протянуть до середины XV века. На самом деле империя должна была пасть еще в конце XIV века, когда турки-османы осадили и едва не взяли Константинополь. Византия смогла просуществовать еще полвека благодаря вторжению Тамерлана, разгромившего османского султана Баязида I в $ битве при Анкаре$ в 1402 году. Что касается Запада, то после Флорентийской унии он действительно пытался помочь грекам. Но собранный под эгидой Ватикана крестовый поход против турок-османов завершился поражением европейских рыцарей в $ битве при Варне$ в 1444 году.
Крымский осколок Византии
Сейчас у нас иногда любят $ говорить$ , что Запад постоянно обманывал Византию и в итоге оставил ее на растерзание туркам.
Если речь идет о событиях XV века, то это совсем не так. Византийцы точно так же пытались обмануть латинян - про их коварство хорошо знали не только на Западе. У нас на Руси еще в начале XII века летописец писал, что «греки лукавы суть». Из воспоминаний Сильвестра Сиропула видно, что во Флоренции византийцы совершенно не желали подписывать унию, но у них просто не оставалось другого выхода.Материалы по теме:
Если говорить про турок, то к середине XV века они захватили почти все Балканы и уже угрожали другим европейским странам, а Константинополь оставался у них в глубоком тылу. Единственными, кто реально помогал византийцам оборонять его во время осады 1453 года, были генуэзцы. Так что подобные упреки я считаю несправедливыми - к сожалению, их у нас очень часто используют для политизации событий прошлого.
Княжество Феодоро в Крыму, пережившее Византию на 20 лет, стало последним ее осколком?
Да, это поздневизантийское государство пало в 1475 году наряду с последними генуэзскими крепостями в Крыму. Но проблема в том, что мы еще очень мало знаем об истории $ Феодоро$ . Большинство сохранившихся источников о нем - это генуэзские нотариальные документы и письма. Известны надписи княжества Феодоро, где одновременно присутствуют собственные символы (крест с именем $ Иисуса Христа$ ), генуэзский крест и орел династии Комнинов, правителей $ Трапезундской империи$ . Так Феодоро пыталось лавировать между мощными силами в регионе, сохраняя при этом самостоятельность.
Известно что-либо об этническом составе населения Феодоро?
Он был очень пестрым, потому что Крым похож на мешок, в который все постоянно влезают, а обратно оттуда выбраться уже никак нельзя. Поэтому там издревле оседали самые разные народы - скифы, сарматы, аланы, древние греки и прочие. Затем в Крым пришли готы, чей язык сохранялся там до XVI века, а потом и тюрки с крымчаками и караимами. Все они между собой постоянно перемешивались - если верить письменным источникам, в Феодоро нередко чередовались греческие, готские и тюркские имена.
Reply
Как вы полагаете, Османская империя стала в некотором смысле наследницей погибшей Византии или, как говорил Солженицын про другой случай, соотносилась с ней как убийца с убитым?
О полном подражании Османской империи Византии говорить нельзя хотя бы потому, что это было мусульманское государство, основанное на других началах - например, турецкий султан считался халифом всех мусульман. Но Мехмед II Завоеватель, взявший Константинополь в 1453 году, в юности жил в византийской столице в качестве заложника и многое оттуда воспринял.Вступление Мехмеда II в КонстантинопольФрагмент картины Жана-Жозефа Бенжамен-Констана / Wikipedia
К тому же до этого турки-османы захватили в Малой Азии государство турок-сельджуков - $ Румский султанат$ . Но что означает слово «Рум»?
Искаженное название Рима?
Совершенно верно. Так издревле на Востоке именовали сначала Римскую империю, а потом и Византию. Поэтому в системе власти Османской империи можно заметить некоторые византийские черты. От Константинополя, например, Стамбул воспринял идею безусловного господства над огромным пространством от современной Молдавии до Египта. Схожие признаки можно найти в управленческих аппаратах обоих государств, хотя все бюрократические империи немного похожи друг на друга.
А что Россия? Наша страна может считаться преемницей Византии? Стала ли она $ Третьим Римом$ , о чем когда-то писал старец Филофей?
Россия всегда очень этого хотела, но в самой Византии никогда не существовало концепции Третьего Рима. Наоборот, там считалось, что Константинополь навсегда останется Новым Римом, а другому никогда не бывать. К середине XV века, когда Византия стала крохотным и слабым государством на окраине Европы, ее главным политическим капиталом стало владение непрерывной тысячелетней римской имперской традицией.Материалы по теме
После падения Константинополя в 1453 году эта традиция окончательно пресеклась. Поэтому никакое иное христианское государство, каким бы могущественным оно ни было, хотя бы в силу отсутствия исторической легитимности не могло и не может претендовать на статус преемника Рима и Константинополя.
$ С историком -византологом Андрем Виноградовым беседовал Андрей Мозжухин$
Reply
Leave a comment