И это тридцать истории Третьего Рима, хотим мы того или нет...

Sep 10, 2023 07:05

Аркадий Малер:

Москва любимая

Цитата:

"Во время войны Сталин пытался использовать Церковь, разрешил восстановить Московское Патриаршество, а после даже санкционировал в
Москве Всеправославное совещание, на месте памятника революционной свободе поставил памятник Юрию Долгорукому и т.п. И хотя все эти шаги были не более, чем циничной эксплуатацией православной веры и русского патриотизма, действие Промысла Божия оказалось сильнее: Московская Патриархия необратимо возрождалась, а когда СССР приказал долго жить, на всем постсоветском пространстве Московский Патриархат оказался единственной нерасчлененной, централизованной мировоззренческой организацией, объединяющей всех людей, верных каноническому Православию. О дальнейших событиях религиозного возвышения Москвы можно и не вспоминать - мы проживали их последние тридцать лет. И это тридцать истории Третьего Рима, хотим мы того или нет.

В связи с этим замечу, что я никогда не понимал людей, которые хотят жить в Москве просто как в тихом спокойном провинциальном городке и бесконечно ругают ее по поводу и без повода за то, что она никак не отвечает их пожеланиям. Если вы хотите жить в тихом спокойном городке, то нужно уехать в тихий спокойный городок или не выезжать из него: такие города, как Москва, совсем не про это и не для этого. Этот город существует не для того, чтобы в нем успокоиться и заснуть, через этот город проходит мировая история со всеми ее политическими, геополитическими, культурными, религиозными и прочими мировоззренческими конфликтами и примирениями, восторгами и разочарованиями, и поэтому весьма странно удивляться его избыточной мобильности, разнообразности, нервозности, непредсказуемости, рискованности. Это не свойства Москвы, это свойства мировой истории, одним из главных субъектов которой остается сама Москва...

И кстати о комфорте, коего невозможно миновать, говоря о современной Москве. Сейчас мне уже есть с чем сравнивать, я повидал достаточно много очень разных и очень современных городов, и могу прямо сказать - сегодняшняя Москва это самый чистый, самый ухоженный и самый комфортный мегаполис из всех, которые я видел. Да, редкий русский патриот не пожалуется на “Москвабад”, но все познается в сравнении - после многих европейских городов Москва покажется последним резервуаром Европы. Не хочу сейчас перечислять все недостатки этих городов, тем более, что я очень люблю Европу и совсем не радуюсь ее нынешним проблемам, но каждый раз приезжая в ее города, я понимаю, что ищу там не столько настоящее, сколько прошлое, не столько реальную Европу, сколько тот великий миф о Европе, который был создан веками ее интеллектуальной культуры и в котором мне всегда было очень хорошо. Но я уже очень давно не видел в Москве такого количества грязи, помойки, бомжей, вездесущих уродливых граффити и прочего городского трэша, сколько видел в городах Италии, Англии, Бельгии, Германии, Португалии, а тем более Греции. О городах Азии или Латинской Америки здесь можно даже не вспоминать. В иных европейских странах ситуация получше, но бомжеватого вида мигранты со всех континентов и отвратного вида трансгуманоиды всех типов и подтипов встречаются уже по всей Европе в демографических масштабах и воспринимаются просто как данность. Весь этот навязчивый хаос - следствие радикальной лево-либеральной идеологии, давно победившей на Западе как абсолютно безальтернативной, необсуждаемой, самоочевидной “истины”. Это даже не Закат Европы, а ее ночь, давно предсказанная многими эстетами.

Стоит признать, что у нас этого хаоса пока нет, но мы, в этом смысле, не понимаем и не ценим своего счастья. Российский “интеллектуальный класс” привык к мифу о том, что в России здесь и сейчас все может быть только очень и очень плохо, и смотрит на все только гиперкритическим взглядом, обязательно замечая любую неказистость и гипертрофируя ее до апокалипсических масштабов. Но зато где-то там, на мифическом Западе, все может быть только очень хорошо, а если что-то теперь и плохо, то в этом виновата только Россия - ну а кто же еще? Поэтому все разговоры о нашей жизни в соответствующей московской тусовке всегда превращаются в мелочное нытье по любому поводу и сплошное беспросветное уныние, возведенное уже в modus vivendi. А любая попытка объективно сравнить достоинства и недостатки современной Москвы и любого западного города натыкается на истерику и уход от темы куда-нибудь подальше...

При этом, конечно, в Москве есть многие вещи, вызывающие у православного человека со вкусом и образованием существенное неприятие, но это уже не столько свойства Москвы, сколько самого нашего государства, его идеологических установок или полного отсутствия какой-либо идеологии. Но это уже другая тема - Москва это не вся Россия, а только лишь ее столица".

Идеология Русского Мира, Аркадий Малер

Previous post Next post
Up