Неделя святых жен-мироносиц...

Apr 30, 2023 19:42

Из вечерней почты:

Музей имени Андрея Рублева:

"Неделя святых жен-мироносиц

17/30 апреля 2023 г. - Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (греч. Κυριακή τοῦ ἁγίου μυροφόρων γυναικών καὶ τοῦ Ἰωσήφ δικαίου). В последнее время этот день стал рассматриваться как православный Женский день. Примечательно, что в проповедях нередко указывают, что жены-мироносицы «первыми возвестили апостолам и всему миру, что Христос воскрес, что смерть, диавол и ад побеждены и рай распахнут». Редакция музейного блога сердечно поздравляет всех своих читательниц с Православным женским днём!




Исследователями было указано на противоречие в Евангелиях относительно обряда помазания: в синоптических Евангелиях при описании положения тела Спасителя в гробницу не говорится о помазании и подчеркивается желание Жен-мироносиц, придя к могиле, помазать его; в Евангелии от Иоанна же рассказывается о том, что тело Христа было помазано Иосифом из Аримафеи и Никодимом ПЕРЕД помещением его в гробницу. Высказывались разные предположения о причинах этих расхождений: например, слова о действиях Никодима считаются редакторской вставкой евангелиста Иоанна, при помощи которой он хотел подчеркнуть мужественное ученичество как самого Никодима, так и Иосифа (Paulien J. Nicodemus // ABD. 1992. Vol. 4. P. 1105-1106).

По свидетельству св. евангелиста Иоанна Богослова, из женщин в то утро дважды приходила ко гробу только Мария Магдалина (Ин 20. 1-2, 11-18): http://expertmus.livejournal.com/120459.html

Блж. Августин, обсуждая эту особенность 4-го Евангелия, говорит, что Мария Магдалина была упомянута потому, что «пламенела большей любовью», при этом подразумевались и другие вместе с ней, но о них он умолчал (Aug. De cons. evang. III 24 // PL. 34. Col. 1201). Однако дискуссия о значении этого выражения не прекращается (Beasley-Murray G. R. John. Nashville (Tenn.). (WBC; 36). 1999. P. 368 sqq.) Многие исследователи при этом пытаются объяснить указанное расхождение между Евангелиями или намерением евангелиста Иоанна драматизировать сцену явления Воскресшего, или особым положением Марии Магдалины в первоначальной Церкви (Witherington B. Mary (2) // ABD. 1992. Vol. 4. P. 582).

Тропарь Недели жен мироносиц, глас 2 (Ἦχος β'):

Мироно́сицам жена́м, при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,/ Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак Недели жен мироносиц, глас 2 (Ἦχος β'):

Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ плачь прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спас воскре́се от гро́ба.

Величание:

Велича́ем вас святы́я мироно́сицы, и чтим святу́ю па́мять ва́шу: вы бо мо́лите о нас Христа́ Бо́га на́шего.

Жены-мироносицы - женщины, пришедшие утром после Распятия ко гробу воскресшего Христа с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела. В Евангелиях упоминаются несколько жен-мироносиц - Мария Магдалина из галилейского города Магдала, Мария Иаковлева, мать апостола Иакова, Саломия, жена Зеведея, мать апостолов Иакова и Иоанна, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода Антипы. Священное предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне.

Между тем, на Литургии в этот день читается 69 зачало Евангелие от Марка (Мк. 15, 43-16, где об этом нет ни слова, а наоборот повествуется, что жен-мироносиц «объял трепет и ужас», и они «никому ничего не сказали, потому что боялись»: «И изше́дшя бѣжа́ша от гро́ба: имя́ше же и́хъ тре́петъ и у́жасъ: и ни кому́же ничто́же рѣ́ша: боя́хубося» (Мк 16, 1-4). «В целом Мк 16. 1-4 сосредоточивается на непонимании ситуации женщинами (которые играют у Марка немалую роль в раскрытии темы ученичества) и ведет читателя к восприятию Божественного вмешательства как единственно возможной разгадки этой ситуации» (Osborne G. Resurrection // Dictionary of Jesus and the Gospels / Ed. J. B. Green et al. Downers Grove (Ill.), 1992. P. 678-679).

Жены мироносицы у гроба Господня.

1663-1670 гг.

88 х 71.

Иконостас Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря. Суздаль.

ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева». Инв. КП 713/1,2; 1599/1,2-I.

Особенностью, определявшей традицию русского искусства, стало изображение двух ангелов, сидящих на круглых камнях у изголовья и у изножья саркофага (иконы XV и нач. XVI в.), как на данной иконе из собрания ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева». За мироносицами изображен Иерусалим, окруженный крепостной стеной с башнями. Эти иконографические типы сохранялись на протяжении XVII-XVIII вв. С XV в. сюжет «Явления ангела женам-мироносицам» включается в состав праздничного ряда иконостаса (наиболее ранний пример - иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря 1425-1427 гг.): https://expertmus.livejournal.com/154329.html

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html

--
Центральный Музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева".

P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com

музей Андрея Рублева

Previous post Next post
Up