От редакции. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ; лат. Praesentatio S. Mariae in templo) - один из великих церковных праздников, установленный в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в иерусалимский храм (ивр. הַמִּקְדָּשׁ בֵּית, Бейт а-Микдаш; ивр. מִּקְדָּשׁ, Микдаш) для посвящения Богу. Данное событие не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифов - греч. «Протоевангелия Иакова» (гл. 7. 2-3) (2-я пол. II в.) и лат. Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.), которые отражают устное предание, но в соответствии с традициями жанра дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22-38). В православной Церкви праздник Введения вошел в число двунадесятых праздников только после XIV в.- так, Феодор Продром (XII в.) и Никифор Каллист (XIV в.) церковный историк первой половины XIV в. - монах Софийского монастыря в Константинополе (Niceph. Callist. Hist. eccl. 2. 3) еще не включали его в это число.
Введение Пресвятой Богородицы во храм.
XIV в.
110 х 96.
Святая гора Афон, монастырь Хиландар.
Праздник «Введения во храм Пресвятой Богородицы» (21 ноября/4 декабря) считается предвозвестием благоволения Божия к человеческому роду, обетованием Христова пришествия. Сюжет посвящен детству Богоматери, когда родители Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет: если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Когда святой отроковице исполнилось три года, они, одев Марию в лучшие одежды, со свечами и пением священных песен привели ее в Иерусалимский храм, где она должна была воспитываться. Встречал ее первосвященник Захария, введший Марию в Святое Святых (самую важную часть скинии), куда мог входить раз в году только первосвященник. В храме Мария воспитывалась в обществе благочестивых дев, занималась рукоделием, молилась, согласно преданию, нашедшему отражение в песнопениях богослужения. Питал ее в это время ангел.
В композиции «Введение во храм» иллюстрируется церковное предание, изложенное в апокрифическом Протоевангелии Иакова (главы VII, VIII). Первосвященник благословляет отроковицу Марию при входе в Святое Святых. За Марией следуют со свечами Анна, Иоаким и девы, приведшие в храм ее «яко сосуд священнейший». В верхней части композиции на престоле восседает Мария, которую питает ангел.
Следует отметить, что установление двунадесятых праздников в Церкви происходило постепенно, по мере упрочения самой структуры христианского календаря, прежде всего закрепления праздника Рождества Христова 25 декабря, что было осуществлено при св. равноапостольном Константине Великом. Рождество Христово находится в тесной связи с праздниками Благовещения Богородицы 25 марта, Рождества Иоанна Предтечи 24 июня, Зачатия его 23 сентября. Об устойчивой последовательности двунадесятых праздников к VIII в. позволяет судить Синайское Евангелие 715 г., подаренное монастырю Императором Феодосием III. В нем перечислены Рождество Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, Успение, Вознесение, Пятидесятница, Воздвижение честнаго Креста. В несколько ином составе двунадесятые праздники в составе десяти перечислены Иоанном Эвбейским ок. 744 г.: Зачатие Богородицы, Рождество Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Пасха, Пятидесятница.
Праздничный чин русского иконостаса имеет в своей основе продуманную композицию двунадесятых праздников, расположенных в строгой последовательности согласно со Священным Писанием: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Успение». Данная композиция под названием Dodecaorton упоминается в ряде византийских источников под 1081 г. Один из самых ранних памятников, сохранившийся в полном составе, происходит из монастыря Св. Екатерины на Синае и датируется XII в., что указывает на существование сложившегося регистра праздничных икон на византийском темплоне данного времени.
На Руси древнейшим из сохранившихся Dodecaorton является праздничный чин Софии Новгородской, двунадесятые праздники которого были исполнены греческими иконописцами по заказу новгородского архиепископа Василия (Калики) в 1341 г. Их пришлось писать в связи с ремонтом храма после большого летнего пожара 1340 г.: «архиепископ Новгородский Василий покры святую Софию свинцем, что была погорела, и иконы исписа и кивот доспе».
Сошествие во ад, Вознесение, Сошествие Св. Духа на апостолов, Успение Богоматери. Икона из праздничного ряда иконостаса Софийского собора в Новгороде. Ок. 1341 г.
Сохранились также тисненые кожаные монашеские параманды - пояса с изображением двунадесятых праздников, датирующиеся 1399 г., из некрополя церкви Спаса Преображения на Бору.
Безусловной вершиной древнерусской иконописи является праздничный чин 1405 г., созданный прп. Андреем Рублевым († 1428) для Успенского собора Симонова монастыря, откуда он был перенесен при Царе Иване Грозном в домовый Благовещенский храм. Четырнадцать древних икон рублевской эпохи с изображением событий новозаветной истории - «Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Успение Богоматери» (так они размещены в ныне существующем иконостасе 1894-1896 гг.) - представляют собой древнейший из сохранившихся праздничных чинов соборов Московского Кремля.
Этот чин является более полным по составу сюжетов, чем распространенные «двунадесятые праздники». К двунадесятым праздникам прибавлены еще две иконы Страстного цикла - «Тайная вечеря» и «Положение во гроб». Напомним, что для памятников рублевской эпохи были характерны более подробные по составу чины - например, праздничный ряд Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, созданный в 1420-х гг.
Для решения вопроса о количестве икон благовещенских «праздников» необходимо, по-видимому, учитывать и две иконы XVI в.: «Преполовение» (в настоящее время размещено между «Сретением» и «Крещением») и «Уверение Фомы» (экспонируется на южной галерее Благовещенского собора). Особенности их художественного строя наводят нас на размышление о том, что мастера при их создании ориентировались на живопись древних икон и, возможно, воспроизводили утраченные экземпляры. Если в составе древнего чина было шестнадцать икон, что увеличивало как сам содержательный ряд, так и его реальные размеры, то это заставляет лишний раз задуматься о размерах храма, для которого он предназначался. Расширенный состав икон чина - семнадцать икон - был зафиксирован в древнейшей Описи Благовещенского собора 1680 г.: «Рождество Христово», «Сретение», «Богоявление», «Лазарево Воскресение», «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Преображение», «Распятие», «Снятие со креста и во гроб положение», «Воскресение», «Фомино уверение», «Преполовение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Благовещение», «Успение».
На Западе Римский папа Сикст V лишь в 1585 г. сделал праздник Введения обязательным для Римско-католической Церкви.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.