В продолжение темы
"Я в конце восьмидесятых и начале девяностых пришла в совершенно другую Церковь..." "Да какое пение, голубушка, когда сами нарисовали картину-епископ дерется в алтаре с игумном, во время херувимской, под одинокий бездарный голос с клироса, в центре Москвы.Аллилуйя!!!Небывалое духовное возрождение! Скрепы издают ржавый скрежет -симфония церкви и власти, апофеоз которой храм вооруженных сил!Не то капище, не то музей Марса.Православный патриарх лобызается с еретиком католиком папой Римским, на фоне церковных сексскандалов, архиерейской тупости- жадности- подлости - трусости и роскоши, и почти пустых храмов!
И одинокий шаман идет Путина прогонять. Вернее шел. Видать так напугал целое войско росгвардии, что поймали где-то в лесу и в дурдом уволокли. Сокурову надо было не про Кавказ и Север задвигать, а просто спросить,-
-Владимир Владимирович а почему не дали шаману до Вас добраться? Это ж какой сюжет! Я бы кино про это снял. Не для всех".
"Да действительно Вы правы, церковное пение которое было ещё 20 лет назад выродилось почти полностью. Кое где есть ещё энтузиасты, но и они скоро уйдут в вечность. Всё это потому, что на уровне всей нашей Церкви не было системно выстроенной работы по воспитанию молодых певчих и регентов. Да Семинарий понаоткрывали, а что дальше? Просто знания - это просто знания! У регентско-певческого состава нашей Церкви должна быть взрощена любовь к богослужению и особенно к церковному пению. Должно быть стремление у самого регента или певчего не просто отпеть службу и получить за это деньги, а истовое желание украсить богослужение своим голосом! Если этого нет, то церковное пение будущего в нашей Церкви не имеет. Отошли уже ко Господу те Архиереи, которые любили богослужение с тремя хорами. Нет уже тех одарённейших регентов советской «закалки», которые в сложнейшее время богоборчества создавали такие хоры, что сегодня нельзя создать ни за какие деньги.
Чтобы понятно было о чем я говорю, можно вспомнить Андреевский Собор г. Ставрополя в 90-е годы. Замечательных регентов Кириллова Сергея Сергеевича и протоиерея Виктора Нецветаева, при которых в то непростое время был замечательный Архиерейский хор. Любовь к пению и богослужению этих людей была поистине заразительна! Попавший на богослужение неверующий человек и услышавший пение Архиерейского хора, начинал просто ходить слушать великолепное исполнительское искусство певчих и потрясающий дар регента, а потом со временем и воцерковлялся. Вот зачем нужно пение в храме и не просто пение, а величественное по духу и содержанию и качественное с музыкальной точки зрения.
Я не пессимист по складу души, но боюсь что в целом наше церковное пение не ждёт ничего хорошего. Останутся какие таланты на местах, но их очень и очень мало. А системно собирать весь опыт регентства и пения 80-х-90-х никто из высокого церковного начальства не будет. Певческие церковные школы для детей никто создавать не будет - это не прибыльно. Гранты церковным композиторам, певчим и регентам за творчество и высокое исполнительское искусство никто платить не будет. А поэтому в нашем Отечестве уже никогда не будет Веделей, Бортнянских, Березовских. Мы помним из истории им очень хорошо платили и за новые произведения и за регентство".
«Эпоха профессионального высококлассного хорового пения
Пожалуй, я тоже вставлю словечко...
Мне очень близка эта тема. В конце прошлого века и в начале 2000-х я был студентом консерватории, и многие из нас пели в церковных хорах. Тогда во многих храмах в более-менее крупных городах были огромные церковные хоры, причем в них пели только профессионалы. Наш хор, например, не раз записывали на ТВ. У нас два раза в неделю были спевки. Мы пели очень сложные многоголосые песнопения - такие, что далеко не всякий светский хор брался за них. Тогда был "лозунг", что люди должны приходить в храм через эстетическое восприятие. И действительно, церковь была местом, где любой желающий совершенно бесплатно мог послушать высококлассное исполнение красивейших хоровых произведений практически в идеальной акустике. Конечно, нам за выходы и спевки платили; для студентов это тогда были значительные суммы.
Шло время, мы все повзрослели, все работаем, у многих появились свои семьи. И уже не всегда получалось приходить на все службы и спевки. Кроме того, стоимость выхода практически не увеличивалась годами, по сравнению с ростом цен. После очередного повышения цен на автобус оказалось, что бОльшая часть оплаты за выход уходила на транспортные расходы... В общам, я, и мои бывшие сокурсники, всё чаще отпрашивались у регентов на свои личные дела. А студетны почти не приходили: как правило, они все и так учились платно, т.е. у них был достаток и им незачем было где-то подрабатывать, тем более при такой относительно низкой стоимости выхода. Короче, хоры стали уменьшаться, спевки совсем отменили...
Но последний удар - по крайней мере, для меня - был нанесён примерно в 12 году, когда регент нам объявила - на хор выделяется строго ограниченная сумма в месяц, распереляйте - как хотите. Или пойте всем составом за копейки, или сокращайтесь - пусть нас будет мало, но тогда получите больше. Половина хора сразу ушла. Остальные пели по очереди. А через полгода новое распоряжение - не более 7 человек. А потом 4. И приравняли к будничному хору.
А тут еще ковидная эпидемия, запрет посещать храмы и... указание петь большие службы втроем, будни - ПО ОДНОМУ!!! Какой там Кастальский, Дегтярев, Чесноков, Бортнянский?! Все ноты далеко убраны, остался лишь "сборник обиходных песнопений" и единственный аналой.
В общем, я больше в церковном хоре не пою. Если праздник, если хочется помолиться - я могу пойти в любой храм города, не связывая себя какими-то обязательствами за полученные копейки. Я считаю, что если мы хотим слушать в храме красивое профессиональное пение, то это надо соответственно оплачивать. В любом другом месте профессиональный труд оплачивается; ведь это и опыт, и старание, и ответственность. Знаю, что реставраторам в той же церкви платят немало. А чем профессиональные певчие хуже реставраторов? Мы тоже с 7 лет ходили в муз.школу, потом в муз.училище, далее- консерватория! Все детство и юность - за инструментом. Что интересно, всегда находятся деньги для бесконечных ремонтов и украшения храмов.
Эпоха профессионального высококлассного хорового пения в храмах заканчивается. Начинается эпоха народного пения. Поют все подряд как попало. Верующие стерпят. А новые люди, впервые зайдя в храм и услышав ЭТО, вряд ли вернутся...»
отсюда