pope Roman:
"Как я это вижу:
1 Публичное декларирование имущества и доходов Патриарха, иерархов, всех священно и церковно служителей РПЦ, их близких родственников и всех образований и юр лиц".
"Прямой эфир на телеканале Дождь по вопросу публичного декларирования имущества Церкви":
Click to view
Канонист, протоиерей Андрей Берман, он же достопочтенный
andber:
«О церковном имуществе.
Коль скоро общественность так взбудоражилась заявлением отца Романа о декларировании имущества клириков, то считаю не лишним посмотреть, а чего нам говорят церковные правила (т.е. именно те самые каноны, от которых происходит слово "каноничность") об имуществе клириков.
Предварительные замечания:
Церковные каноны - это правовые памятники эпохи поздней античности и начала средневековья. В те времена принципы законодательства были несколько иными, чем сегодня. В отличие от современных, абстрактных норм, церковное право, в значительной мере, казуистично, т.е. оно описывает конкретную ситуацию, которая потом распространяется на все аналогичные случаи. Поэтому, когда в норме речь идет о епископе, то это можно распространить и вообще на любого из чина священнослужителей, управляющих имуществом церкви.
Правила эти приняты настолько авторитетными церковными форумами или лицами, что сегодня ни один церковный собор или епископ не осмелится заявить о том, что эти правила не действуют, или они отменены. Они могут не выполняться, но они все равно остаются действующим законодательством восточной церкви, даже при всей архаичности или невыполнимости этих правил. Это такой парадокс восточного церковного права. Именно этот свод и есть источник т.н. "каноничности". Строго говоря, канонично то - что прописано в этих нормах.
Итак, читаем:
Правила святых апостолов - древнейший свод церковного законодательства, в значительной степени (но не во всем) отражающий еще доконстантиновские времена. Конечно, не самими апостолами написан, но, отчасти, к ним восходит.
Правило 40.
Ясно известно да будет собственное имение епископа (если он имеет собственное) и ясно известно Господне: дабы епископ, умирая, имел власть оставить собственное, кому хочет, и как хочет, дабы под видом церковного не было растрачено имение епископа, имеющего иногда жену и детей, или сродников или рабов. Ибо праведно сие пред Богом и человеками, дабы и церковь не потерпела некоего ущерба, по неизвестности имения епископского; и епископ, или его сродники, не подверглись отобранию имения за церковь, или же дабы близкие к нему не впали в тяжбы, и кончина его не была сопровождаема безславием.
Правило 41.
Повелеваем епископу иметь власть над церковным имением. Если драгоценные человеческие души ему вверены быть должны, то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжался по своей власти, и требующим чрез пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим, и со всяким благоговением; так же (если потребно) и сам заимствовал на необходимые нужды свои и странноприемлемых братий, да не терпят недосатка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил: да служащий алтарю, от алтаря питаются; так же и воин никогда не подъемлет оружия на врага на своем пропитании.
Резюме: Эти правила, требуют, чтобы всему церковному обществу было понятно, какое именно имущество лично принадлежит епископу, а какое является общественным церковным достоянием. Т.е. чтобы эти материальные ресурсы не смешивались. Казалось бы, здесь речь идет как раз о декларации доходов. Но так ли это?
Следующее правило говорит о том, что епископ может распоряжаться церковным имением "по своей власти", т.к. раз он душами людей, по поручению Бога и церкви, распоряжается, то уж такой мелочью как деньги сможет распорядиться с успехом. Правило сравнивает епископа с солдатом, а солдат всегда содержится со стороны общества и он не обязан воевать за свой счет. Правда оговаривается, куда предпочтительнее епископу тратить средства: на обеспечение служащих, на милостыню. При этом правило не ограничивает епископа в том, чтобы обеспечивать свой клир и себя: четко сказано: "да не терпят ни в чем недостатка".
Т.е. приведенные правила не требуют от епископа отчета о том, куда он потратил именно церковные ресурсы, оно требует лишь того, чтобы личное имущество епископа было юридически правильно оформлено, дабы после его смерти церкви не пришлось вести тяжбы с наследниками, т.к. это может привести к "бесславию", т.е. подорвать репутацию церковного сообщества.
Правила Антиохийского поместного собора (341 г.), в целом, повторяют Апостольские правила:
Правило 24.
Доброе дело есть, да церковное стяжание сохраняется для церкви со всяким тщанием и благою совестию, и с верою во Всевидца и Судию Бога; и распоряжати оным с рассуждением и властию приличествует епископу, которому вверены все люди и души собирающихся в церковь. Да будет же явно принадлежащее церкви, и открыто окружающим его пресвитерам и диаконам, так чтобы они знали, и не оставались в неведении о том, что собственно принадлежит церкви, и ничто от них не было сокрыто. И тако, аще случится епископу преставитися от жития сего, при очевидности принадлежащаго церкви, и оно не будет расточено и утрачено, и собственность епископа не будет потревожена под предлогом принадлежащих церкви вещей. Ибо праведно есть и угодно пред Богом и человеками, чтобы собственность епископа предоставляема была кому он восхощет, а достояние церкви ей сохраняемо было, и чтобы как церковь не терпела ущерба, так и епископ, под предлогом достояния церковнаго, не был лишаем своея собственности, или же, чтобы близкие к нему не вошли в тяжбы, а с тем вместе и он по смерти не подвергся безславию.
Правило 25
Епископу имети власть над церковным имуществом, да распоряжает оным со всякою осмотрительностию и страхом Божиим, на пользу всех нуждающихся; и сам да взимает из онаго должную часть, на необходимыя свои потребности, и на потребности странноприемлемых им братий, дабы они ни в чем не терпели лишения, по слову Божественнаго апостола: имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем (1Тим. 6, 😎 . Аще же сим не довольствуется, но обращает вещи на свои домашния потребности, и доходы церкви, или плоды принадлежащих ей полей, не по согласию пресвитеров или диаконов употребляет, а предоставляет над оными власть своим домашним и сродникам, или братьям или сынам, от чего приметно происходит замешательство в церковных штатах: таковый да представит отчет собору тоя области. И аще инако донос будет на епископа и на состоящих при нем пресвитеров, принадлежащее церкви или от полей, или от иныя собственности церковныя, обращают в свою пользу, с утеснением убогих, и с приченением нарекания и безславия в домостроительству церковному, и правящим оное таким образом: то таковые да приимут приличное исправление, по рассуждению святаго собора.
Правило 25 рассматривает ситуацию, когда возникает сомнение в том, что епископ употребляет церковное имущество только на себя любимого, а остальным клирикам и содержащимся от алтаря лицам ничего не остается. Как сказали бы сегодня, происходит нецелевое расходование церковных средств, которое, опять же, приводит к ущербу для церковной репутации. И опять же, правило ничего не говорит о декларации. Оно предписывает в таких случаях обращаться к "рассуждению святаго собора", т.е собрать собор, который и рассудит, насколько эффективно епископ руководил церковным имуществом.
Из новейшей церковной истории здесь можно вспомнить дело патриарха Иерусалимского Иринея, который был "извержен из сана" как раз из-за неэффективного управления церковной недвижимостью (что привело к "приченению нарекания и безславия в домостроительстве церковном") собором, под председательством патриарха Варфоломея Константинопольского. Иринея, правда, потом восстановили в сане, но это уже к вопросу о том, что это значит - "лишение сана".
Вывод: Если есть сомнения в том, что поп или епископ слишком много берет церковных денег себе, то церковные правила предписывают начать обычную процедуру судопроизводства: в случае с попом - обратиться в епископский суд (как он должен проходить - отдельный вопрос), в случае с епископом - в синод. Если в поместной церкви нет возможности разбирательства - обратиться в суд области (митрополии, патриархии) или к суду Вселенской церкви».
отсюда