В продолжение темы
"Как стать епископом?" Еще несколько цитат из мемуаров
сельской попадьи Фотинии Сафроновой:
"Архиереями не рождаются - ими становятся. Итак, епископ Даниил, до монашества - Симеон. Мы его знали ещё с той поры, когда высокий симпатичный мальчик учился в 9-м классе и пел на клиросе в церкви г.Омутнинск, а о.Леонид был уже в то время дьяконом в г.Кирс. В Кирсе служили реже, поэтому мы ездили ещё и в Омутнинск на службу к отцу благочинному игумену Тихону. В церковь Симеона привела бабушка. Это был мальчик «с тяжёлыми жизненными обстоятельствами». Симеон, несомненно, был талантливым ребёнком. У него уже тогда был прекрасный голос, представительный вид. Я думаю, он рано проникся мыслью, что он не из простых смертных. Но... корпеть над учебниками, трудиться до седьмого пота - это был не его путь. «Мы пойдём другим путём,» - сказал он в своём сердце и стал «выбиваться в люди». Он умел быть обаятельным, казаться скромным, тихим: он умел вызывать жалость и сострадание. «Как он умел казаться новым,//Шутя невинность изумлять,//Пугать отчаянием готовым,// Приятной лестью забавлять,»(Пушкин) - это метОда не только женские сердца покоряет, но и начальственные, особенно начальственные. Тогдашний настоятель Омутнинской церкви игумен Тихон не мог не оказать поддержки юному богомольцу в протекции. Как он уж там уговаривал школьных педагогов, не знаю, но, тем не менее, абсолютный неуч получил аттестат о среднем образовании. Это была большая ошибка сердобольного игумена. Надо было хоть бы даже силой заставить оболтуса учить уроки. Тогда бы из него что-то, может быть, и получилось дельное.
Бумажка о среднем образовании открыла ему двери в Саратовскую семинарию, куда тоже наведывался сердобольный игумен... А там женитьба на дочери протоиерея... С этим юный богомолец уж сам справился. И вот Саратовский владыка рукоположил его во священники. Но «тянуть лямку» приходского попа - амбициозному мальчику «с тяжёлыми жизненными обстоятельствами» не очень-то хотелось. Благодаря «активной жизненной позиции» всё того же игумена и благоволению митрополита Вятского Хрисанфа, Симеон оказывается в родном Омутнинске на должности настоятеля Троицкого собора (игумен Тихон к тому времени был переведён настоятелем монастыря в село Великорецкое).
Карьера священника максимум что даёт, так это протоиерейство, настоятельство в богатом соборе; возможно и секретарём епархии сделаться, но вечная зависимость от архиерея - это всё равно, что снова угодить в тяжёлые жизненные обстоятельства. Расположив к себе митрополита Хрисанфа, иерей Симеон принимает решение оставить строптивую, якобы, жену, малолетнюю дочь и принять монашество. Однако, омутнинцы помнят жену бывшего иерея (нынешнего архиерея) как приятную спокойную молодую женщину. Кстати, омутнинцы мне рассказали о таком эпизоде. Когда Алла, бывшая жена, приехала в Омутнинск (уже после развода), чтобы разрешить какой-то вопрос с бывшим мужем, этот бывший не дал ей даже денег на обратную дорогу, и ей пришлось занимать деньги у прихожан. В этом есть что-то садистское: доставить боль, унижение человеку, который от тебя зависим. Нам рассказывали, как иерей Симеон мог ударить нотной книгой безответного певчего... Будучи уже архиереем он «распускал» руки на дьяконов... Но, я скажу, эти слухи не отпечатывались в сознании, казались какими-то нелепыми, несоответствующими располагающему к себе виду Симеона-Даниила, пока сами в полной мере не столкнулись с его подлостью.
Итак, всё шло хорошо, по плану: Владыка Хрисанф обещал архиерейство. Хорошей карьерной ступенькой было участие в церемонии выбора нового Патриарха. Естественно, умея «держать нос по ветру», проголосовал Даниил «правильно», что, несомненно, было замечено и учтено на будущее.
Следующей ступенькой к архиерейству было преподавание Даниилом «Закона Божьего» в Православной гимназии. Дети есть дети: устами младенца, так сказать... Ученики сразу поняли, с кем имеют дело, тем более, что в Священной истории они разбирались неплохо, а вот выпускник Саратовской духовной семинарии как-то не очень... Поэтому открыто подтрунивали над будущим архипастырем и задавали ему каверзные вопросы. Даниил нервничал и, что называется, бесился; за неуважение к своей персоне не скупясь сыпал «двойками». Тогда же он был поставлен и ректором Вятского духовного училища. Тут ему было проще. Будущие священники «за святое послушание» любую ахинею от начальства и выслушают, и со всем согласятся. И вот Даниил уже игумен... Где-то в августе 2010 г. отправил документы Святейшему на предмет архиерейства....
Так же, будучи ещё благочинным, он обзавёлся судьбоносным деловым знакомством с нестарой ещё пенсионеркой серьёзного ведомства Татьяной, обратив её в свою «духовную дочь». Татьяна родом с наших мест, но проживает в Москве. Время от времени она наведывалась на родину. «Итак, она звалась Татьяна...»
Всё шло по плану. С третьей-четвёртой попытки Даниил, наконец-то, оказывается студентом Московской Духовной академии. Денег бедолага, видать, потратил немерено, пока «дотянул» до диплома. Увы, это беда нашего «духовного» и не только духовного образования, когда дипломы покупаются.
...И тут епархии стали делить на части. Это как рвать по живому. Кировская область - единый организм и вдруг её - на три части. Крайние лохмотья некогда единой Вятской епархии: теперь Уржумская и Яранская епархии - оказались удалёнными от центральных финансовых, административных и культурных центров. Епископами в такие неказистые епархии ставят неопытных ни в житейском плане, ни в духовном монахов, которые только и ждут, чтоб их перевели на более существенные кафедры. И без того нищие епархии вынуждены содержать епархиальные управления. Новоявленные епископы приезжают на кафедру в спортивных курточках и, только что обзаведутся сносной архиерейской амуницией и машинами, как переводятся в другое место, а слабомощная епархия вынуждена экипировать нового начальника.
Где-то в августе 2010 года незадолго до болезни влд.Хрисанфа, игумен Даниил попросил меня срочно привезти в Киров документы по тюремным церквям, что и было мною выполнено. Потом он звонил ещё несколько раз о.Леониду по поводу Богослужения в тюрьмах. Весь этот материал, судя по всему, и стал значительной составляющей в документах на представление Даниила к сану епископа. Но... Владыка Хрисанф умер... А Владыка Марк не был расположен к карьерному продвижению Даниила. Но игумен Даниил, тем не менее, всё равно становится епископом. К недоумению многих, когда всё было уже кончено, епископ Даниил в честь скромной монахини в Уржуме устроил праздничное застолье: ведь никто не знал, что под обличьем скромной монахини была та, что когда-то «звалась Татьяной»…
Итак, мы оказались в Уржумской епархии, а Даниил - «мальчик с тяжёлыми жизненными обстоятельствами» - стал нашим владыкой, «мальчиком из Уржума». Лично я восприняла этот факт весьма оптимистично, с этакой надеждой на что-то... Свой всё-таки, а не какой-то там хабаровский! Но каким же интриганом и провокатором оказался этот ловкий подлец!
Варяги, по сути, взяли от Даниила на откуп всё Омутнинское благочиние. Они как-то очень органично сдружились с местной «элитой». Схема, взаимодействия церкви с бизнесом и криминалом, разработанная ещё Прокопом для Вятки, успешно водворялась в нашем Омутнинском благочинии. В своей наглости они даже считали, что и наша меленькая деревянная церквушка должна входить в сферу их влияния, чему о.Леонид, естественно, воспротивился. Андрей нецензурно даже обругал батюшку по телефону, а Дмитрий удивился: «Какая-то здесь муха...» На этих наглецов о.Леонид стал, естественно, жаловаться архиерею. А Даниил стал забавляться, натравливая пришельцев на о.Леонида и о.Леонида на пришельцев, как, впрочем, игрался он, когда Митрополита Марка стравливал с о.Леонидом. Вдобавок ко всему, архиерей исподтишка стал распространять слухи, что о.Леонид - раскольник.
Ситуация накалялась. Наконец, во время Богослужения в Кирсинской церкви, произошёл скандал. Андрей, в этот день не служивший, зачем-то вошёл в Алтарь, где уже был о.Анатолий, прежний настоятель. Что уж ему, болезному, показалось, трудно сказать, но он вдруг ударил кулаком по Жертвеннику и радостно заорал: «Анатолия - за штат! Леонида - под запрет! Даниила - на место Марка! Дмитрия - на место Даниила!» Потом он набросился на о.Анатолия, сорвал с него иерейский крест, порвав цепочку, ударил его по лицу и стал душить. Прихожане слышали шум, видели «растерзанного» о.Анатолия, и потом всё увиденное расписали в районных интернет-изданиях. При моём содействии сообщение о драке получило более широкую огласку, в чём виноватым потом сделали о.Леонида. Надо сказать, что мы год предупреждали Даниила, и он год нас уговаривал и успокаивал, чтобы мы молчали. Нам думалось, что епископ «вляпался» случайно, поэтому старались как-то оправдать его поведение, жалели его, думали, как бы помочь ему, а он, подлец, просто выигрывал время.
Даниил попробовал скандал с дракой по-тихому утрясти, для этого собрал священников нашего благочиния с целью устроить судилище над о.Леонидом, как следует заклеймить его, чтобы и пикнуть больше не смел, потому как начальство всегда право, а «выносить сор из избы» - грех. Что отобразилось в протоколе того собрания, я, естественно, не знаю, но я предпочитаю верить своему супругу, который обрисовал тогдашнюю ситуацию. В апогее разборки при семнадцати свидетелей-священников прозвучало следующее. О.Леонид: «Ты знал, что они - бандиты?» Владыка Даниил: «Да, знал». О.Леонид: «Кто за ними стоит?» Владыка Даниил: «Если бы я сказал, кто за ними стоит, ты бы испугался». Под занавес Даниил тыкнул пальцем в некоторых священников: «Ты, ты напишешь, что он на меня кричал».
Грянул общественный резонанс. От Андрея пришлось срочно избавляться. А Дмитрий был переведён настоятелем кафедрального собора в Уржуме и пресс-секретарём. После его нелепых выступлений в СМИ по поводу драки, где всю вину за драку он, понапридумывав дурацких аргументов, взвалил на пожилого священника, разъяренный Даниил выгнал и его. Этот Дмитрий потом угнездился в Питере в Александро-Невской лавре(!), - не комментирую… Андрей потом приезжал в епархию в Уржум, угрожал Даниилу. По-видимому, он пытался вернуть назад деньги, которые дал Даниилу за «доходное местечко». Но не на того напал: Даниил - не тот человек, который легко расстаётся с деньгами.
Итак, этот Андрей проболтался, что на Вятке уже всё было приготовлено к появлению на Вятской митрополичей(!) кафедре Даниила. Его ждали, ждали возврата к старым добрым традициям. А тут вдруг совсем некстати эта нелепая драка… Вместо Вятской кафедры Даниилу пришлось довольствоваться Кыргызстанской. Надо думать, что Даниилу пришлось объясняться с Патриархом по поводу скандала. И, насколько я понимаю, причиной скандала был объявлен скандальный поп - протоиерей Леонид Софронов...
Матушка Фотиния Сафронова".
отсюда