Илья Бей:
"О митр. Филарете
Всякий епископ, а тем паче патриарх, должен быть не только священнослужителем, но еще и политиком. Но не в современном, а античном значении этого слова, то есть епископ не должен быть чиновником или депутатом. Ему достаточно быть гражданином с активной жизненной позицией, Но его положение предписывает быть ему и моральным авторитетом того города, в который он поставлен, он должен быть ориентиром для всего духовенства и верующих.
К сожалению, иногда стремление привести свою паству к Богу у пастыря заслоняется чем-то земным. Не обязательно связывать эти ситуации с бесовскими происками или человеческими страстями. Ведь в силу особенностей нашего физического строения в работе земной оболочки бывают сбои: гормональные, из-за увечья или просто от старости.
Не берусь судить о личных качествах владыки Филарета - мы слишком мало знакомы, - а на основании пропаганды я не спешу делать выводы. Поэтому давайте посмотрим, что он делает, пусть даже подлинные причины его поступков нам неизвестны.
И тут мне сложно найти для него похвальные слова. Все, что он делает на протяжении текущего года, направлено не на созидание новой Поместной церкви, получившей каноническую автокефалию от Вселенского престола, а на новый раскол.
Одно время - в конце девяностых - мне казалось, что митр. Филарет и сам хотел стать «вселенским» патриархом, но «вселенским» именно в кавычках и со строчной буквы. Тогда, уже будучи патриархом Киевским, он вошел в общение с болгарскими раскольниками - в Киев приезжал патриарх Болгарский Максим, - с Белорусской автокефальной церковью, принял под свой омофор различные раскольнические группировки в Европе и Америке. Но тогда «болгарский» кризис был преодолен, крупных раскольнических групп не осталось, и лепить «альтернативную» вселенскому Православию иерархию оказалось не из чего. Но, судя по всему, неудовлетворенные амбиции у него остались.
В ПЦУ Филарет получил титул «почетного патриарха». В таком возрасте он смело мог отправиться на покой, сохранив за собой не только титул, но и руководство Киевской городской кафедрой, Владимирский собор и резиденцию на ул. Пушкинской. И вполне вероятно, что как один из столпов украинской автокефалии во время оно Филарет был бы канонизирован. Но как пушкинской старухе ему этого показалось мало.
Теперь он вышел из состава ПЦУ. Для нее это означает только одно - очищение от весьма токсичного элемента, который для многих поместных Церквей был камнем преткновения. И хотя для ПЦУ было необходимо и достаточно получить Томос об автокефалии от Вселенского патриархата, сослужение с прочими поместными церквами (т. е. получение их частного признания) тоже не будет лишним. Полагаю, что следующей с ПЦУ будет сослужить Элладская Церковь, но не исключаю и неожиданные повороты этого сюжета".
отсюда