Пир королей

Mar 05, 2008 05:20

У репинского "Торжественного заседания Государственного совета"
всегда многолюдно: детки застывают с раскрытыми ртами,
а когда его в начале 70-х из пыльных запасников
выставили на свет Божий,
поначалу во всхлипывающем восторге
приходилось видеть и барышень:
пурпур и злато,
а посреди небожителей имперского Олимпу
на самом переднем плане -
благородный профиль Петра Петровича Семенова-Тянь-Шанского,
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post12823455/
символа русских географических открытий,
а вслед за ними победоносного продвижения на штыках
русской Империи на Восток.
И сколь бы я сам не был в благостливом умонастрое
и желании умиляться,
каждый раз меня постигает одно и тоже наваждение:
образы на полотне начинают ржаветь
и проступают вдруг коричневатые и рыжия тона
явленного в 1913 году
живописного откровения и манифеста
филоновского "Пира королей" -
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post12816569/
точно с содранной кожей
маньячная явь,
какая могла в то ещё благотишное время представиться
вроде как только очень больному воображению:
пир во время чумы
в чумном же бараке
исхудалых и обглоданных
полузверей и недолюдей:
"А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет..." -
карликовых монстриков и недотык,
как прозрение о весьма скорой и обвальной
"игры на понижение",
где цена человеческой жизни
упадёт до арифметического обнуления...
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post12816566/

Илья Репин, Павел Филонов, Русский музей

Previous post Next post
Up