Закрытие XIII зимнего фестиваля «Площадь искусств».
Оратория «Кармина Бурана» Карла Орфа.
Карл Орф не раз говаривал,
что его жизненная судьба,
в отличие от его судьбоносного творчества,
на редкость неинтересна.
Хотя его "жизнь и судьба"
достойна быть запечатленной
в романной фаустиаде.
Начинал Карл Орф с поисков себя
в полифонических штудиях
сродни арт-нувошному авангарду,
отчего и был почислен в 1933-м
идеоложной обслугой национал-социализма
к художным "дегенератам".
Кто виноват, что настоящий музыкант и композитор
слышит в нарождающемся ритме эпохи
не изящные вальсы,
а аритмичные всхлипы и атональные судороги?
Перемалывание творческих натур
на жерновах фашистского агитпрома
было сродни и по времени совпало
с "наступанием на горло собственной песне"
в соцлагере роющегося "Котлована":
"Мы стоим за красивую,
изящную музыку.
Музыка немелодичная,
музыка неэстетичная,
музыка негармоничная,
музыка неизящная,
это, это... бормашина.
Или, или... музыкальная душегубка."
http://www.lingvarium.org/maisak/data/shostakovich_rayok.htmТравля и последующая "прикормка с рук"
в СССР была виртуозно опробована
на Мясковском, Прокофьеве, Шостаковиче.
А что оставалось соделывать Карлу Орфу
в нарождающемся Третьем Рейхе,
как не заняться на досуге
сочинительством бравурно-мажорных агиток:
"Композитор активно пытался снискать
расположение нацистского режима и,
в конце концов, добился результата.
К началу 40-х годов его музыка приобрела популярность
в кругах нацистской элиты,
а знаменитая кантата "Кармина Бурана"
стала одним из самых востребованных сочинений
в Германии того времени..."
http://holocaustmusic.ort.org/ru/politics-and-propaganda/third-reich/orff-carl/ Click to view