Вопрос о системе - это вопрос о целостности. Т.е. когда речь заходит о системности, это означает, что происходит проблематизация тех (скрытых) оснований, которые задавали границы объекта исследования, ситуации действия и т.п. Это означает, что надо поставить вопрос о целостности явным образом и по новому очертить границы.
Соответственно, системно-деятельностный подход утверждает то, что сама деятельность (исследователя, педагога и т.д). должна быть включена в ту минимальную целостную единицу, по отношению которой может проводиться рассуждение. Поэтому не может идти речь о развитии только ученика, или развитии только способов (если мы в смд-подходе) - они не задают целостной единицы рассмотрения.
Говорить, что развивается система, - это, вообще-то, не очень грамотно :) Точнее, надо говорить, что рассмотрение развития должно быть системно. А если мы в смд-подходе, то значит, ставить вопрос о развитии можно только в рамках систем деятельности (т.е. тех целостностей, в которые включена деятельность)
А вот что такое развитие (в рамках смд-подхода), и что может развиваться - это уже отдельный вопрос. Кстати, в контексте того рассуждения, которое здесь проводится, очевидно, вроде, что система - это и не объект, и не представление объекта. раз уж мы саму деятельность (над объектами) включили в систему. И соответственно, развитие - это не про характеристики какого-то там объекта, а это есть такое специальное требование на организацию деятельности.
В смд-методологии это требование оформлялось следующим образом - в системе должна быть выделена естественная компонента, с одной стороны, и искусственная, с другой, причем искусственная (как деятельностная надстройка) управляет естественной (задает направление движения и т.д.). Вот если мы можем таким образом представить и организовать систему, тогда мы и можем говорить, что организовали развитие в рамках этой системы.
Соответственно, системно-деятельностный подход утверждает то, что сама деятельность (исследователя, педагога и т.д). должна быть включена в ту минимальную целостную единицу, по отношению которой может проводиться рассуждение. Поэтому не может идти речь о развитии только ученика, или развитии только способов (если мы в смд-подходе) - они не задают целостной единицы рассмотрения.
Говорить, что развивается система, - это, вообще-то, не очень грамотно :) Точнее, надо говорить, что рассмотрение развития должно быть системно. А если мы в смд-подходе, то значит, ставить вопрос о развитии можно только в рамках систем деятельности (т.е. тех целостностей, в которые включена деятельность)
А вот что такое развитие (в рамках смд-подхода), и что может развиваться - это уже отдельный вопрос. Кстати, в контексте того рассуждения, которое здесь проводится, очевидно, вроде, что система - это и не объект, и не представление объекта. раз уж мы саму деятельность (над объектами) включили в систему. И соответственно, развитие - это не про характеристики какого-то там объекта, а это есть такое специальное требование на организацию деятельности.
В смд-методологии это требование оформлялось следующим образом - в системе должна быть выделена естественная компонента, с одной стороны, и искусственная, с другой, причем искусственная (как деятельностная надстройка) управляет естественной (задает направление движения и т.д.). Вот если мы можем таким образом представить и организовать систему, тогда мы и можем говорить, что организовали развитие в рамках этой системы.
Reply
Leave a comment