Этот пост по-хорошему надо было назвать "Как я стала травматологом-ортопедом", но на самом деле я собираюсь заниматься хирургией кисти, поэтому все по-честному.
А если по порядку: меня зовут Полина, мне без одного месяца 25 лет, я врач травматолог-ортопед и заочный аспирант кафедры во 2ом меде. Мой первый пост в этом сообществе можно прочитать
здесь, а сегодня в эфир выходит вторая (но не последняя серия).
5 курс, ассистирую заведующему отделением
С ординатурой все начиналось довольно сумбурно, впрочем, как и всегда в нашем институте: перед уходом на летние каникулы все студенты знали, что у них будут места в ординатуре, а вот в августе выяснилось, что количество мест сократили примерно наполовину и вот тут началась паника. Весь конец августа (что-то около 2 недель с захватом начала сентября) мы просиживали с 8 утра до вечера в институте под дверями деканата ординатуры, чтобы хотя бы узнать, есть на тебя место или нет. Нас держали в информационном вакууме и отправляли домой. В один из таких домашних дней я чуть не осталась без места: позвонила подруга и сказала срочно бежать в деканат, и я еле успела как раз к раздаче мест. Потом были еще дни с огромными очередями на сдачу документов и наконец в середине сентября мы попали в ординатуру и разошлись на кафедры в разные больницы, а я пошла в любимую 4 ГКБ, где бывала уже с 5го курса.
В целом ситуация в ординатурах и интернатурах складывается так, что по большому счету вы там никому не нужны: доктора должны лечить людей, писать ворох бумажек, поэтому в лучшем случае вас сажают писать истории или стоять на крючках, в худшем - вообще не замечают и говорят идти почитать интернетики (реальные рассказы моих сокурсников), но мне просто сказочно повезло: у меня был наставник. Доктор (ФЛ), с которым я работала уже 2 года, стал моим куратором и продолжал меня учить всему, что умеет. Так я начала делать плановые операции (те, что были на дежурствах были экстренными). Первым меня пустили делать остеосинтез спицами сломанной пястной кости, дали в руки тяжелую дрель и... все получилось отлично.
до и после (спицы НЕ в пальцах) :)И понеслась. За следующие 1,5 года я оперировала переломы, контрактуры, накладывала аппараты, оперировала синдром карпального канала, стенозирующие лигаментиты и пр и пр, не забывая при этом оставаться на ночные дежурства, где за мной присматривал все тот же ФЛ.
Ординаторы и интерны (2010 год)Очень многие мои сокурсники петушились и рвались оперировать самостоятельно и/или в одиночестве, но я совсем в этом не походила на них ("не навреди"), поэтому частенько звала с собой ФЛ для ассистенции, потому что операция это творчество и шаблоны действий есть далеко не всегда. Моя первая самостоятельная операция случилась 31 декабря 2010 года рано утром, когда поступил пациент, а из врачей никто идти не хотел, отправили меня и я отлично справилась, это оказалось лучшим подарком на новый год.
Я и ФЛ на экстренной операцииЯ очень боялась работать с сухожилиями (раны, сделанные ножом, болгаркой, стеклом и т п частосопровождаются перерезкой сухожилий, которые сгибают пальцы. Это одна из самых тяжелых в плане реабилитации травм, но я боялась их по другой причине, боялась не справиться и их не сшить. И вот на 2ом году ординатуры я за свой счет поехала на курсы по хирургии кисти в Австрию (г. Грац), и за эти 4 дня я сделала колоссальный прорыв и наконец (помимо прочего) перестала бояться работы с сухожилиями. Там же я познакомилась с доктором из Лондона, куда собиралась лететь на пару дней через месяц, и он предложил приехать поработать с ним в госпитале, что я и сделала, и 4 дня провела в ассистенции у доктора Дутта.
Грац, курсы по хирургии кисти Я и доктор Дутта, ЛондонКонечно, я не все время проводила в кисти, поскольку существует еще и общая травма, а я не хочу быть специалистом по "мизинцу левой руки"; и несколько месяцев я провела в 64 ГКБ и в больнице управления делами президента. И там я окончательно убедилась, что кисть это мое все. И тут стоит сказать, что в Москве кистью занимаются всего 2 отделения по всему городу - в 4 ГКБ и в 6 ГКБ, в остальных, как это ни печально, почти ничего о ней не знают.
В то же время нас обязывали делать презентации на заданные кафедрой темы, как курсовые работы, и после прослушивания моей заведующий кафедры радостно решил брать меня в аспирантуру, хотя как раз я туда не собиралась, так я попала в ассистенты к руководителю нашей клинике, лучшему кистевому хирургу России, профессору Коршунову В.Ф. Ему уже за 70 лет, но оперирует он быстро, четко, с отличным результатом. Я вела всю документацию, ассистировала, перевязывала, выписывала больных, давала их рекомендации, а профессор (что вообще немыслимо) иногда мне даже ассистировал. Мой ФЛ ушел в ночные дежурства и параллельно с профессором я помогала еще одному замечательному доктору отделения и лечила и своих пациентов тоже. Загруженность была ужасная, потому что помимо стационара приходилось оставаться по ночам на дежурства, бегать в поликлинику лечить кого-то "на коленке", писать ворох документации, думать о диссертации. К слову, тему диссертации мне меняли еще в ординатуре только 3 раза, из-за чего я очень переживала, потому что не могла начать работать над этим.
А 29 декабря 2011 года у меня в семье случилось несчастье - моя бабушка сломала себе бедро, нас прооперировали 30 декабря в 64 ГКБ, в отделении, где я была в ординатуре совсем недавно и на следующие 2 месяца я выпала из рабочего процесса, ставя бабушку на ноги. В моем отделении все всё поняли и терпеливо ждали меня обратно, чтобы очень грело, потому что за 3,5 года они мне стали второй семьей.
8 марта 2011 года, фотоаппарат отказывался фокусироваться на нашем коллективе :)Остаток ординатуры я провела, собирая документы в аспирантуру, ведя пациентов, делая новые для себя операции и консультируя людей, которые приходили ко мне со своими проблемами, причем сарафанное радио разошлось далеко, даже до таких ресурсов, о которых я до того ничего даже не слышала. А в августе я получила сертификат травматолога-ортопеда и теперь могу работать, что я и собираюсь делать с ноября, параллельно учась в заочной аспирантуре (Кстати, тему диссертации мне снова поменяли, но буквально на прошлой неделе ее уже утвердили). С рабочими целями мной был создан дополнительный блог в ЖЖ -
hand_surgeon, где в течение ноября будет появляться актуальная информация о травма, заболеваниях и о том, где меня найти.
Одна из проведенных в одиночестве операций. Моя любимая рабочая фотографияЕсли подводить краткие итоги: за эти 2 года было довольно тяжело: работать с 2 врачами и еще вести своих пациентов, подрабатывать, чтобы было, на что жить, не бросать свои увлечения танцами, дежурить по ночам, ездить учиться. Иногда я попадала вообще в странные ситуации: например когда со мной никто не шел на крючки оперировать пациента со сложной травмой. Тогда приходилось всего двумя руками подавать себе инструменты, разводить крючками края раны, промакать все салфетками и, например, шить. Реально, театр одного актера, как я это делала - не представляю. Ах да, у нас в операционной нет рентгена, поэтому меня учили все делать на ощупь и на глаз, и не поверите, все получалось хорошо и даже красиво, так что теперь я точно знаю, что могу работать "в поле" :)
И знаете, что особенно приятно? Я люблю свою работу, я делаю ее хорошо и собираюсь продолжать в том же духе, а пациенты любят меня, хоть и не всегда могут выговорить мое имя-отчество. Это не хвастовство, это просто глубокое удовлетворение собой, ведь были моменты, когда хотелось уехать за границу, хотелось все бросить, заниматься переводами, которыми я зарабатывала на жизнь все это время, потому что на стипендию ординатора не прожить никак. Но жизнь такая хитрая штука - выведет туда, куда ей надо, и пока что я всем довольна. А дальше - будет видно.