Аэролодка "Пиранья-2"

Sep 06, 2015 23:32



Во время работы на озере Азабачье, что на Камчатке возник непредусмотренный простой из-за задержки вертолета для монтажа.
Мужики строители после нескольких дней отдыха замаялись от безделья и предложили начальнику базы Сергею собрать его новую аэролодку, которая валялась "по частям" в доме.
Сказано - сделано! Всем гуртом перенесли весь лодочный шмурдяк на берег озера и приступили к сборке.
Загвоздка возникла в том, что инструкции по сборке этого ветродуйного чуда в комплекте не оказалось... зато в избытке было желание, да и время не подпирало.
Однако, маленько приглядевшись, сообразили, что все эти цацки можно пристроить только "по месту", и даже если очень стараться - по другому не получиться.



Сама аэролодка представляет из себя собственно лодку, состоящую из продольных надувных баллонов (4 по днищу и 2 по бортам), сплоченных на основном подковообразном корпусе (хорошо видно на фото ниже). На всю длину и ширину по днищу отдельно пристегивается защита - "чешуя", состоящая из поперечных пластиковых полос, пристроенных внахлест. Ширина одной такой полосы примерно 25-30 см при толщине 3-4 мм. Такая защита позволяет "небояцца" ни мелких камушков и коряг, ни льда и снега.
Погуглив в процессе писания выяснил - пламенный мотор РМЗ 500 выдает 51 л.с.
А в целом ТТХ этой аэролодки следующие:
Грузоподъемность max, кг: 800
Грузоподъемность max на глиссировании, кг: 400
Двигатель: РМЗ 500
Мощность: 51 л.с.
V двигателя: 503 см. куб.
Система охлаждения: воздушная
Расход топлива: 18 л/час (АИ-92)
Емкость бака: 100
Макс. скорость по воде без груза: 70 км/ч
Макс. скорость по снегу без груза: 105 км/ч
Система запуска: СУ-400 Р(ручной стартер), СУ-400 РЭ(ручной+электрический)
Кол-во человек: 3-4
Приборы (в комплектации): СУ-400 Р - тумблер зажигания, кнопка праймера (подкачки топлива перед запуском), СУ-400 РЭ - вольтметр, прикуриватель, указатель запаса топлива, замок зажигания, тумблер зажигания, тумблер электробензонасоса, тумблер реле фар.
http://forums.drom.ru/hunt-fish/t1151686873.html



В качестве рамы (несущей конструкции), на которую крепится все, используются три трубы, которые оч щательно шнуруются в корпус лодки. Это "все" состоит из 100-литрового топливного бака, на который ремнями крепится сидение на 2-х человек со спинкой, а также консоль с рулем и приборами. В корме на кронштейнах с хомутами двигатель с пропеллером, рули управления и ограждение винта. Все.





Лопасти винта монтируются в ступицу и до обтяжки имеют небольшой люфт в пределах 10-15 градусов. Для точной установки угла атаки лопастей имеется специальный "штангенциркуль", который позволяет все лопасти отрегулировать с одинаковым углом. Сергей сказал, что уточнял этот вопрос и для этой модели угол поворота лопастей должен составлять 14 градусов, что и поставили.



Соединив тяги рулей управления и дроссельной заслонки с рулем и "газом", Пиранья почти готова.



В носовой части лодки монтируется "кубрик" из тента с окошками, который крепится на "липучках". Этим же макаром пристегивается и ветровое стекло. Таким образом с фронтальной части лодка оч хорошо защищена от ветра и брызг. В кубрике, при большой нужде, можно переночевать или переждать непогоду вчетвером, а для двоих будет вообще само то.



Пиранья в сборе и готова к торжественному спуску на воду.
На все-про-все, вместе с переноской, шнуровкой труб и примеркой цацок по месту, ушло часа 3-4 (это без учета сборки "чешуи", которая уже была привязана к лодке).



Пиранья на воде.



Поскольку лодка была новая, еще ни разу не пользованная, было у всех какое-то нехорошее опасение - "А заведется ли?"
Однако, пристегнув аккумулятор и дыркнув стартером, Сергей, к всеобщей радости, с первой же попытки запустил двигатель.
Естественно, тут же, вместе с Главным механиком Женей, отправился в испытательный пробег.
После покатушек Сергея, отправился на тест-драйв и я.


Это был мой первый опыт управления глиссером и впечатлений получил много.
Естественно, не только меня, но и всех остальных поразил ацкий грохот двухтактного мотора с воздушным охлаждением и пропеллера... особенно, когда лодка идет в "рабочем" режиме на хороших оборотах.
Вторым впечатлением было то, что своей быстроходностью Пиранья как-то не впечатлила... на ровной воде, без ветра, скорость у нее на уровне обычной лодки под Ямахой-40... Возможно так получилось потому, что учитывая "нулевость" мотора без обкатки мы не давали ему сразу просраться...
В общем, на мой взгляд, лодочка на скорость "туповатая" и реакция на газ у нее с запозданием. Вернее, грохот и обороты появляются сразу, а скорость нарастает с большим опозданием. И это только с двумя чел. на борту вместо "паспортных" 400 кг на редане... Сомнительно как-то... насчет 400 кг...
Попробовали мужики слегка увеличить угол атаки лопастей пропеллера, переставив их с 14 на 16 градусов - результат тот же... да, едет, и по мелякам с густой травой, но скорость не впечатляет.
А самое яркое впечатление получил от руления этим аппаратом. Курсовая устойчивость на ходу у нее НОЛЬ!!! Такое ощущение, как будто несешься на большой скорости по гравийке с грязью и все время в заносе. Рулить рулем нужно все время и с предельной внимательностью. Чуть-чуть прохлопал момент, и лодку заносит на запредельный градус.
Однако, еще веселее стало, когда влетел (не ожидая такой реакции) в зону порыва ветра. Так-то такие зоны хорошо заметны по ряби на воде, но на лодках с винтом на такие пустяки никогда не обращал внимания. А вот с пропеллером такие "зоны турбулентности" нужно замечать издали и быть готовым к реакции с сильным заносом кормы. Полагаю, что на хорошей скорости (более 50 км/ч) можно вообще вылететь с лодки...


Так, что мое мнение насчет потребительских свойств этой лодки не самое восторженное.
Иными словами, если условия на воде позволяют ездить на моторе с винтом, то и нехрен на всякие пропеллеры вестись.
Другое дело, если меляки, пороги, лед еще не встал и все такое - тогда альтернативы такому глиссеру нет. Нужно только к ней привыкнуть и получить хорошие навыки вождения, чтоб без сюрпризов.
В случае с Сергеем, именно для таких случаев (межсезонья, ледостава и ледохода) была закуплена ему эта лодка.
А так, на р. Камчатка и оз. Азабачьем простору для "дрифта" и маневров хватает.



И, да, есть у этой лодки еще одна "Ахиллесова пята" - это "медведеустойчивость", вернее, полное ее отсутствие... а в условиях Камчатки, это большой минус.

© И. Шатило

Камчатка

Previous post Next post
Up