Мне удалось побывать внутри сгоревшего дома Руссова. Внутренний облик памятника архитектуры показывает, что, несмотря на первоочередные противоаварийные работы, состояние дома серьезно ухудшилось. Физический износ основных конструкций здания составляет 93%. Только за последний год внутри дома Руссова произошло четыре обрушения, в любой момент может произойти еще одно. Специалисты предостерегают, что может отвалиться кусок лепки, а может и рухнуть весь фасад прямо на Соборную площадь.
Остатки великолепной лепнины на потолке
Опубликовано на
Думской.net Консервация здания включала в себя установку временной металлической крыши, закрытие окон и дверей, и укрепление поврежденных конструкций деревянными распорками. Крыша и заколоченные окна, вкупе с ограничением доступа в здание, сделали свое дело внутри теперь «сухо и комфортно», перестал ощущаться устойчивый аромат общественного туалета, которым «благоухал» дом до пожара. Насколько же сработают многочисленные распорки в обрушившейся части дома над бывшей аптекой Гаевского и в других поврежденных местах сказать сложно.
В целом же, находиться внутри дома Руссова весьма страшно. Неизвестно, не рухнет ли от ходьбы лестничный пролет, и не обрушится ли на голову кусок старинной лепки или массивная потолочная балка. Скрипящий под ногами паркет, только добавляет острых ощущений. А там, где паркета не осталось, ходить приходится по завалам из строительного мусора и обрушившихся кусков потолка, стен, штукатурки и прочих элементов здания.
Процесс восстановления здания фактически заморожен из-за того, что город и единственный инвестор, претендующий на право реконструкции, не могут договориться между собой. Компания «Инкор», владеющая более чем тремя четвертями помещений в здании, претендует на право реконструкции всего квартала. Город уже два года не дает разрешение на реконструкцию, однако хочет восстановить дом Руссова в первозданном виде. Областное управление охраны памятников тем временем подает в суд на инвестора «за невыполнение обязательств по реконструкции здания». Ситуация патовая восстановить дом хотят все, но прийти к общему мнению и, наконец-то, начать работы до сих пор не получается.
В то же время, у компании-реставратора уже есть проект восстановления здания - в соответствии с его графической частью, приведенной ниже, после работ памятник архитектуры не потеряет первозданного вида - на фасаде будет установлена первозданная лепка, а на крыше вновь появятся эркеры.
Котэ - настоящий хозяин дома Руссова
Начало парадной лестницы в доме Руссова. Лифт не работает.
Надпись о "легальном бизнеssе" была сделана задолго до пожара
Взгляд снизу вверх
Поднимаемся на второй этаж...
За дверным проемом - укрепленный деревянными распорками провал над бывшей аптекой Гаевского
Лепнина, завалы и дверь в пустоту
Та же комната на втором этаже, общий вид
Эпический провал над аптекой Гаевского - с первого по четвертый этаж все перекрытия рухнули
Тут лепнина на потолке сохранилась чуть лучше
Вверху - потолок, внизу - то, что упало с потолка
Перекошенное окно в мир
Лепнина сохранилась только на одной половине потолка - комната раньше была разделена перегородкой.
Еще одна комната на втором этаже...
... в которой потолок в наилучшем состоянии
Идем на третий этаж
Ступени
К краю не подходить
Вид на дворик с будкой реставраторов и складом элементов лепки, заготовленных для реставрации дома Руссова
Еще взгляд вверх - видно временную крышу
Мы на третьем этаже. Над нами - четвертый этаж, чердак и временная крыша.
Почти "пентхауз"...
Интересно, когда этот лифт последний раз ремонтировали и учтен ли он в статистике неработающих лифтов в Одессе?
Тут можно подняться на четвертый этаж и мансарду. Но не нужно, если вы хотите спуститься живыми и здоровыми.
Большинство помещений третьего этажа заколочены, а дверные проемы укреплены распорками.
"Укрепленный" дверной проем на третьем этаже
Спускаемся вниз. Последние метры перед выходом на улицу Садовую.
Заключение о состоянии здания за 2002 год прямо говорит о том, что дом "убили" коммунальщики. "Неправильная эксплуатация здания и несвоевременность проведения капитальных ремонтов привели к потере прочности и необходимой несущей способности. Непринятие срочных мер приведет к дальнейшим деформациям и обрушению отдельных строительных конструкций. Общий физический износ здания составляет 81,3%, что оценивает его техническое состояние как непригодное для проживания, здание грозит обвалом."
Проект восстановления фасада в первозданном виде, с воссозданием всех, даже утраченных в советское время, элементов декора. Разрешение - 2048*1210, 1,3 мб.
Верхняя часть здания с куполом и шпилем.
Проект элемента фасада - эркера, рухнувшего при пожаре
Проект фасада со стороны, прилегающей к дому Либмана - анфас и профиль
Чертеж и фотофиксация скульптурных элементов фасада