"Перед вами великая картина, величайшего испанского художника Пабло Пикассо..."
- подобные речи произносит почти любая из служителей
почти любого из российских музеев
(дребезжащим напыщенным старческим голосом, как правило).
И стоит перед картиной этой группа школьников. Вежливые. Не трепятся почти, просто подпирают кулаками подбородок, те что сидят. А те что стоят - с ноги на ногу переминаются. Обычно дети ничего не запоминают на школьных экскурсиях. Даже умненькие. Есть лишь парочка таких добротных ботанят, которые записывают, что им рассказывают, и, отдуваясь за весь класс, сочиняют спикеру вопросы. Однокашники всегда такому ботаненку благодарны, даже если его потом снова буду шпынять во время перемен. Но в такие, условно тревожные моменты, когда классный руководитель строго требует вопросов по теме, ребенок чувствует свою минутную значимость и не упустит момент.
Дети не виноваты, что им неинтересно. Все полотна - великие, все художники - тоже. А почему они, дети и подростки, должны считать их великими, этого им никто не объяснил. Они должны принять гениальность каких то непонятных, далеких, рафинированно великолепных людей, только потому, что так им сказали взрослые. Тоска.
И искусство становится чем то непонятным, скучным или даже запретным. Про последнее: многие взрослые, то есть давненько уже перешагнувшие порог совершеннолетия люди, боятся его, искусства. Боятся пойти в галерею, потому что боятся показаться там дураками. И они выбирают более простое и менее интеллектуальное времяпрепровождение. Потому что когда то они были такими детьми в такой галерее. Многие из них до сих пор уверены, что, если уж идти в музей, то нужно облачиться в парадно-выходную форму, томно вышагивать и делать серьёзный вид.
Привезли, было, в Москву экспозицию Пабло Пикассо. Людей было очень-очень много. У портрета Ольги Хохловой плотным полукругом собрались несколько женщин. Смотрели на картину, потом друг на друга и немного виновато улыбались. Сзади подошла девушка, похоже, с сестрой, и ей стала рассказывать, кто такая эта Ольга. Женщины чуть развернулись к ним, начали слушать. Заулыбались девушке, она - им. И сестренке, и женщинам рассказала, как по-скотски вел себя Пикассо с женой. Все вместе что то обсудили, тоже улыбаясь. И девушка с сестрой пошли дальше. На выходе, кстати, (даже не на выходе из зала экспозиции, а на выходе из музея) девушку эту догнала коренастая бабуля, самую молодую из пикассовых жен обсудить. Наверное, тоже рядом стояла у той картины.
P.S. И одеты, кстати, эти сестры были не в "белый верх, темный низ", а вроде в джинсы, и одна в клечатой рубашке была, другая - в кофточке.