"ЧЕЛОВЕК-ПАУК" ДЖЕЙМСА КЭМЕРОНА. ЧАСТЬ 1

Mar 22, 2014 19:49

Что может получиться, если взять одного из самых популярных персонажей комиксов и самого кассового режиссера всех времен, который горит желанием снять про него фильм? Ответ прост: в Голливуде - абсолютно ничего.




Истоки: Cannon Films (1985 - 1988)

В 1985 году, студия Cannon Films, специализировавшаяся на низко и среднебюджетных фильмах, за 225 000 долларов и проценты от будущих сборов заключила с Marvel Comics пятилетний опцион на постановку полнометражного фильма про Человека-паука.


Менэм Голан и Йорам Глобус

Первоначальным замыслом продюсеров Менэма Голана и Йорама Глобуса было сделать фильм ужасов в стиле "Человека-волка", для чего режиссером был назначен Тоуб Хупер («Полтергейст», «Техасская резня бензопилой 2»). Сценарист Лесли Стивенс написал тритмент, где одержимый созданием расы мутантов ученый намеренно облучал радиацией журналиста Питера Паркера после чего тот мутировал в огромного, покрытого шерстью и склонного к самоубийству, восьмирукого монстра и в дальнейшем боролся со своим создателем.

Стэн Ли не пришел в восторг от такой трактовки своего персонажа и предложил продюсерам сценарий, написанный Тедом Ньюсомом и Джоном Бранкато в ноябре 1985 года. В этой версии действие происходило в Нью-Йорке, а главным злодеем выступал доктор Отто Октавиус (доктор Осьминог), который после вызвавшего искривление пространства эксперимента на циклотроне обзаводился механическими конечностями (которые оказывались вживлены в его тело), и параллельно сходил с ума, решая повторить опыт, невзирая на то что из-за этого наша вселенная гарантированно будет уничтожена.

Паркер в этом сценарии был обычным 20 летним студентом без каких-либо заморочек или проблем в общении, который был влюблен в Лиз Аллен. Та правда постоянно отвергала его ухаживания в пользу Флэша Томпсона (что неудивительно, так как парень был при деньгах и с крутой машиной). После того, как Паркера кусал радиоактивный паук, наш герой приобретал суперсилы и решал подзаработать денег, продержавшись минуту на ринге с Халком Хоганом, выступая в маске гигантской мухи. Используя полученные полученные деньги, Паркер заказывал уже знакомый всем костюм, а также делал картриджи, которые стреляли паутиной. В финале, Паркер наконец сходился с Октавиусом, срывая его безумный план и в итоге доктора засасывало во что-то вроде черной дыры.

Основной проблемой этого скрипта было пожалуй то, что герой и злодей впервые встречались лишь на 90-й из 120 страниц сценария - до этого Паркер занимался своими личными делами, выступал на шоу Дэвида Леттермана, помогал жертвам катастрофы, переживал смерть дяди Бена и т.п. Вероятно, это было связано с тем, что сценаристы исходили из скромных финансовых возможностей Cannon Films, которая просто не могла потянуть большой фильм и потому им пришлось ограничиться по сути лишь двумя значительными экшн-сценами.

Продюсеры одобрили этот сценарий, после чего Хупер ушел и на его место был назначен автор нескольких низкобюджетных боевиков c Чаком Норрисом («Пропавшие без вести», «Вторжение в США») Джозеф Зито. Правда в итоге оказалось что даже такой сценарий оказался не по зубам Cannon (продюсеры не могли выделить на фильм больше 15-20 миллионов долларов), и потому для его переделки сценария был нанят Барни Коэн.

Начался процесс пре-продакшна. Были сделаны раскадровки и проведены тестовые съемки. Роль Паркера планировалось отдать Скотту Леве - каскадеру, который несколько раз позировал в костюме Человека-паука во время публичных мероприятий и конвентов, устраиваемых Marvel. Октавиуса должен был сыграть Боб Хоскинс. Зито также хотел, чтобы роль газетного редактора Джея Джеймсона исполнил сам Стэн Ли. Премьера была анонсирована уже на рождество 1986 года.

Однако всем этим планам не было суждено сбыться. Финансовое положение Cannon Films оставляло желать лучшего. Потратив 1.5 миллиона долларов на подготовку к съемкам фильма, студия умудрилась пропустить очередной платеж по опциону, из-за чего права на фильм перешли к "New World Pictures", которая на тот момент являлась владельцем Marvel. Но так как это компания никогда не занималась производством фильмов, то она не смогла распорядиться таким подарком, и через два года права на фильм снова перешли к Cannon Films.

Но та к тому моменту уже находилась на грани краха - после провалов «Повелителей вселенной» и четвертого «Супермена», было решено урезать бюджет до 10 миллионов, на что Зито никак не мог согласиться, и потому его пришлось уволить. Шепард Голдман, Дон Майкл Пол и Итан Уайли поочередно переписывали сценарий, раз за разом уменьшая его бюджет.

В конечном счете, пост режиссера достался еще одному известному режиссеру фильмов категории В - Альберту Пьюну. Он получил от агонизирующей студии 10 миллионов долларов и в 1988 году должен был снять на них два фильма одновременно - «Человека-паука» за 6 миллионов и сиквел «Повелителей вселенной» за 4 миллиона. О качестве предполагавшихся съемок говорит хотя бы тот факт, что Альберт Пьюн сейчас уже и не помнит, кто же именно был выбрал им на роль Питера Паркера.

Но за две недели до начала производства погрязшая в долгах студия  отменила съемки - обвал ее акций на фондовой бирже привел к тому, что Голан и Глобус лишились всех оставшихся средств. Вдобавок, американская Комиссия по ценным бумагам и биржам начала проводить расследование деятельности продюсеров, подозревая их руководство в финансовых махинациях.

В результате Cannon Films и часть ее активов была выкуплены холдингом Pathé Communications, но права на постановку «Человека-паука» остались у Менэма Голана.

Альберт Пьюн же попытался хоть как-то воспользоваться неиспользованным реквизитом и снял за 24 дня и 500 000 долларов фильм «Киборг» с одним малоизвестным на тот момент бельгийским кикбоксером в главной роли.

Голан не сдается: 21st Century Film Corporation (1989 - 1992)

Вконец разругавшись со своим бывшим деловым партнером, Голан основал студию 21st Century Film Corporation и решил во что бы то ни стало поставить «Человека-паука».

Голан развернул бурную активность - продлил Марвеловский опцион до января 1992 года, отказался от дешевых переработок последующих авторов в пользу начального сценария Ньюсома и Бранкато (он просто поменял его дату с 1985 на 1989 год) и в том же 1989 году году объявил на Каннском кинофестивале о том, что съемки фильма начнутся в сентябре, после чего умудрился продать телевизионные права компании Viacom.

Некоторое время шли переговоры и со студией Columbia - первоначально она выкупила лишь права на выпуск фильма на VHS в США, но затем заинтересовалась возможностью заиметь свою собственную долгоиграющую франшизу. На тот момент режиссером фильма значился Стивен Херек, а Фрэнк ЛаЛоджиа и Нил Руттенберг по очереди переписали сценарий, но студийные чиновники так и не была удовлетворена ни одним из вариантов, и потому вопрос о начале съемок фильма так и подвис в воздухе.

Приход Джеймса Кэмерона и студия Carolco (1992 - 1996)

Тут на сцену и вышел Джеймс Кэмерон, мечтавший снять фильм про Человека-паука еще со школьных лет. Он стал уговаривать студию Carolco, с которой он только что выпустил «Терминатор 2: Судный день», заключить сделку с Голаном на постановку фильма. Для того чтобы убедить студийных чиновников, он выслал им переписанный Барни Коэном изначальный сценарий Бранкато и Ньюсома со своими косметическими правками, основная из которых заключалась в том, что  у Паркера на руках появлялись железы, откуда и исходила паутина.

В той версии сценария Питер Паркер являлся скромным и нерешительным студентом университета, который тайно влюблен в Лиз Аллен. Параллельно, Питер пытается подрабатывать фотографом местной газеты, но это у него получается не очень хорошо.

В университетской лаборатории гениальный и слегка безумный доктор Отто Октавиус и его помощник Вейнер проводят опыты на циклотроне. Доктор разработал теорию анти-силы, согласно которой существует наш мир и параллельный ему анти-мир. Согласно его теории, между мирами можно проделать своего рода портал. Руководство университета не в восторге от Октавиуса и его методов и держит доктора лишь потому, что понимает, что рано или поздно он получит Нобелевскую премию, что принесет престижа их заведению.

В конце концов, один из экспериментов Октавиуса приводит к пожару. Это становится последней каплей, и профессор Торкель, у которого с Октавиусом давние разногласия, уговаривает профессора Розоморфа дать добро на закрытие экспериментальной установки. Узнав об этом, Октавиус впадает в ярость, и пытается любой ценой успеть закончить свой эксперимент.

Все эти события происходят в канун великого парада планет, когда все тела в солнечной системе выстраиваются в ряд, что приводит к изменению величины гравитационной силы, что в свою очередь как-то должно  помочь доктору осуществить свой эксперимент (я надеюсь, что автор этой чуши это все же не Кэмерон). Питер Паркер работал с профессором Розоморфом и проводил вычисления на эту тему. Октавиусу нужны эти данные, и он пытается уговорить Паркера поделиться с ним результатами исследования. Питер отказывается, ибо считает неэтичным выдавать результаты чужих трудов и уходит.

Разозленный Октавиус проводит эксперимент без необходимой информации, но из-за паука, залезшего на чувствительное оборудование, происходит катастрофа - своего рода энергетический шторм. В результате лаборатория становится похожа на сюрреалистическую картину Дали, представляя собой сплав из причудливо вплавленных один в другой предметов самой невероятной формы. Сам доктор тоже пострадал - из-за искривления пространства, четыре механические руки, с помощью которых он проводил эксперименты, оказались буквально вживлены в его грудь.

К лаборатории стягиваются спасатели, пресса и студенты. Редактор газеты, где работает Паркер, предлагает тому 50 долларов за фотографии разрушенной лаборатории. Паркер соглашается, проникает внутрь, где его и кусает злосчастный паук.

Паркеру сразу становится плохо, он еле выбирается из здания и затем бредет как в тумане по улице. Его чуть не сбивает машина, но в последнюю секунду Паркер отпрыгивает, после чего оказывается, что висит на стене здания. Он обнаруживает на запястьях отметины, из которых выходит паутина и начинает проверять свои способности - прыгает с крыши на крышу, ползает по стенам. Его замечает один телевизионный промоутер, который предлагает Паркеру выступить на MTV.

Паркер вначале раздумывает над этим предложением, затем соглашается. Оказывается, что его пригласили в рестлинг-шоу, за победу в котором положена тысяча долларов. Паркеру выдают реквизит (это костюм Человека-паука), дают прозвище «Удивительный Человек-паук», после чего он выступает, побеждает местного чемпиона (уже не Халка Хогана - к 1993 году тот вероятно вышел из моды) и становится звездой MTV.

Тем временем, доктор Октавиус просыпается в больнице. К нему приходит профессор Торкель, чтобы рассказать, что циклотрон теперь будет навсегда закрыт. Октавиус в ответ говорит, что во время взрыва он видел другой мир, который был прекрасен, и теперь его основная цель в жизни проделать проход между двумя мирами, чтобы объединить их в один. После этого он убивает Торкеля и возвращается в разгромленную лабораторию, где встречает Вейнера.

Октавиус приказывает Вейнеру любой ценой добыть данные расчетов Паркера по параду планет, а сам приступает к ремонту циклотрона. Он идет на завод и заказывает кучу оборудования, после чего следует забавная шутка, вероятно, появившаяся после редактуры Кэмерона - на заводе ему выставляют счет в полмиллиона долларов и спрашивают, чем он будет платить? Октавиус сообщает, что наличными и затем зловеще добавляет «I'll be back soon!», после чего идет грабить инкассаторский броневик.

Тем временем Паркер замечает Вейнера, который пытается проникнуть в его жилище, и хорошенько припугнув его, отпускает. Близится канун Хэллоуина и все студенты и преподаватели идут на бал-маскарад. Парень Лиз по имени Флэш за прошедшее время стал большим фанатом Человека-паука и приходит в его костюме. Паркера это задевает, и он надевает свой костюм, затем спрыгивает с потолка на сцену и приглашает Лиз на танец, который в сценарии скромно назван «лучшим танцевальным номером в киноистории» - вначале пара вальсирует на танцполе, затем перемещается на стену, потом на потолок и даже на диско-шар.

Возвращаясь с танцев, у Питера срабатывает паучье чутье, и он на всех порах несется домой… Но слишком поздно. Как оказалось, Вейнер, решив, что данные Питера могут храниться у него дома, проник в дом и наткнулся на дядю Бена с дробовиком. В ходе потасовки, ружье случайно выстрелило, смертельно ранив дядю. После смерти Бена, Питер узнает, что полиция блокировала убийцу на складе и отправляется туда. Когда он карабкается по стене здания, полиция замечает его и, решив, что это сообщник Вейнера, открывает по нему огонь. Избежав полицейских пуль, Паркер попадает внутрь, где вступает в схватку с Вейнером. После небольших трудностей, он опутывает его паутиной и уходит, оставив прибывшую группу захвата в недоумении.

Разозленный неудачей, Октавиус решает лично наведаться к Питеру домой, после чего между героем и злодеем происходит первая схватка, в ходе которой Октавиусу удается получить диск с данными. Сделав расчеты, он тестирует циклотрон, результатом чего становится изменение гравитации в одном из районов Нью-Йорка, сопровождаемое катастрофическими последствиями - в частности, поезд метро выбрасывается из туннеля и в буквальном смысле влетает на 15-й этаж небоскреба.

Но мощности все равно не хватает, и тогда Октавиус отправляется за плутонием в хранилище ядерных отходов в Нью-Джерси. Там между Человеком-пауком и доктором Осьминогом происходит новая схватка, в которой Питеру снова не удается остановить злодея. Октавиус берет Лиз и Розенморфа в заложники и возвращается в лабораторию, где и происходит финальная схватка.

Октавиус запускает циклотрон на полную мощность, в результате чего лаборатория в буквальном смысле слова отрывается от земли и устремляется в небо. Доктор Розенморф погибает, а Паркер, схватив обломок трубы, сходится в драке с Октавиусом. Так как гравитация и угол наклона здания меняются, схватка происходит в самых странных локациях (фундамент здания, стена), а порой противники дерутся в положении вверх ногами. В конечном счета, Паркеру удается частично вырубить подачу энергии, из-за чего проход в другое измерение хоть и открывается, но он слишком мал, чтобы поглотить нашу вселенную. Недолго думая, расстроенный Октавиус, в лучших традициях безумных ученых, бросается в портал.

Питер и Лиз (которая уже догадалась о том, кто скрывается под маской) спасаются из падающего на землю здания, используя в качестве парашюта огромный американский флаг. Сценарий заканчивается тем, что по приземлении, Лиз спрашивает Питера, увидят ли они снова Человека-паука, на что он отвечает «Кто знает?», - и они целуются.

В принципе, этот сценарий, который стал плодом восьмилетнего творчества как минимум пяти человек, вроде как и не назовешь особо плохим - но и на хороший он тоже не тянет. Все положительные моменты в нем, вроде некоторых оригинальных экшн-сцен и шуток "компенсируются" жанровыми штампами, клишированными диалогами за которые фанаты очень ругали этот сценарий и весьма натянутой логикой в ряде сцен. Но, учитывая популярность персонажа, не думаю что это могло бы сильно помешать финансовому успеху фильма, будь он все же снят по данному сценарию.

Так что, руководство Carolco согласилась с предложением Кэмерона и заключила сделку с Голаном, продлив опцион с Marvel до мая 1996 года. Закипела подготовительная работа - о проекте заговорили в прессе, стали появляться слухи насчет того, кто смог бы сыграть главные роли в будущем фильме (в частности, назывались Майкл Бин на роль Питера Паркера, Арнольд Шварценеггер и Лэнс Хенриксен на роль Отто Октавиуса), стали появляться промо-материалы и концепт-арты.


Фан-постер с Майклом Бином
И тут возникла весьма серъезная проблема - Менэм Голан счел, что Сarolco нарушила свои контрактные обязательства, не указывая его имя в рекламных материалах посвященных будущему фильму и подал на нее в суд. В то же самое время, Carolco подало в суд на Sony (которая к тому моменту поглотила студию Columbia) и Viacom, требуя от них вернуть ей права, проданные Голаном еще в 1989 году.

неснятое кино, marvel

Previous post Next post
Up